Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Человек читающий
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
11.11.2009
С. Яминова

        Встречаются еще на земле люди, знакомство с которыми перерастает в восхищение перед многогранностью личности и масштабностью сделанного. К людям такого плана, без преувеличения, можно отнести доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии Уфимской государственной академии экономики и сервиса Ильяса Иштугановича Валеева. Круг его научных интересов не ограничивается творческим миром Мустая Карима, хотя об этом мы вспоминаем в первую очередь. Его перу принадлежат работы по педагогике, истории, философии, культурологии, литературоведению. Логически продолжает его предшествующие исследования и только что вышедшая монография «Башкиры в источниках», выполненная в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Башкирская этнопедагогическая культура как фактор мировой цивилизации».
Уже тот факт, что автор на протяжении более 30 лет разрабатывает эту проблематику, заслуживает уважения. В хронологическом диапазоне за этот период произошла смена теоретико-методологической парадигмы, значительно расширилось и само историографическое поле данной проблемы. Определенную эволюцию претерпела и позиция самого автора, однако И. Валеев остался верен избранной им тематике.
Достоинство монографии состоит в том, что она заполняет историческое пространство между уже известными вехами богатейшим, наполненным глубоким содержанием историческим материалом. Под пером исследователя оживают многие страницы истории, другие приобретают новое звучание, раздвигаются узкие рамки стереотипов, устоявшихся за предыдущие десятилетия.
Автор использовал большое количество различных по характеру источников. Наиболее представительную группу составляют сборники документов, литературные тексты и рукописи, а также их осмысление в трудах советских историков. Это дает возможность подробно исследовать историю башкир, политическое и экономическое развитие региона. Использованы также данные археологии, материалы периодической печати и публицистики и художественная литература.
Обширные и хорошо документированные источниковые материалы позволили И. Валееву с позиций различных наук объективно представить особенности процесса формирования башкирского народа. Автором очень высоко оценен вклад С. Руденко и Р. Кузеева в решение этой проблемы, их работы по классификации и тщательному анализу огромного материала по материальной и духовной культуре башкир. Анализ мусульманских и западноевропейских письменных источников представляет автору возможность локализовать территорию расселения, обрисовать основные исторические этапы этногенеза башкир, выделить ведущие этнические компоненты, вошедшие в состав башкирского народа. И. Валеев подробно рассматривает теории финно-угорского (И. Фишер, Д. Европеус, А. Шлецер) и тюркского (В. Татищев, П. Рычков, С. Солье, П. Назаров) происхождения башкир. На сегодняшний день наша историография создала богатую библиотеку работ по истории башкир, социальным отношениям в башкирском обществе, родоплеменному устройству, хозяйству, структуре семьи, поселениям и жилищам, одежде, обрядам, верованиям башкирского народа. Но пока еще не написан такой труд, который концептуально обобщил бы весь этот огромный материал, воссоздав таким образом портрет «Башкирской цивилизации» во всем ее многообразии.
Весьма примечательно, что И. Валееву именно в цивилизационном ключе мыслится генезис башкирского народа, равно как и его адаптация к общественным условиям российского пространства. Такой подход в большей степени обосновывает единую природу развития человечества. Цивилизации, как бы их ни понимать, не отделяются друг от друга заборами из колючей проволоки. Взаимовлияние цивилизаций – один из основных стимулов развития. Более того, признание индивидуальности каждого из путей и есть путь к осознанию подлинного единства человеческой истории. К такому выводу подводит нас автор, рассказывая о научных работах, исследующих специфику пути башкирского этноса.
Автор подчеркивает, что в целом, несмотря на очень давнюю историю взаимоотношений России и Башкортостана, вплоть до начала XVIII века русская общественность не имела достоверной и всесторонней информации о башкирах. Все сведения накапливались, можно сказать, случайным образом. В XVIII в. ситуация несколько изменилась, так как началось систематическое изучение данного региона. И. Валеев рассказывает нам историю освоения и изучения территории Башкортостана, этногенеза башкир, используя нарративные, этнографические и даже археологические источники.
Особый интерес представляют страницы книги, посвященные археологическим раскопкам городища Уфа II (Имэн-кала). И. Валеев убедительно обосновывает точку зрения о существовании на территории Уфы башкирского города до середины XVI века. С помощью нарративных, этнографических и фольклорных источников он доказывает верность мнения основного исследователя городища Н. Мажитова о том, что 1500 лет тому назад на Урале существовали государства, которые не были изолированными, а были составной частью единого культурного мира кочевников степной Евразии. И раннесредневековые города региона, в том числе и Уфа II, были центром этого мира  средоточием не только внутригосударственной жизни, но и центрами связей, в том числе с государствами арабского Востока.
Большой раздел книги посвящен произведениям русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа. В книге представлена целая галерея портретов таких авторов, которые создаются очень бережно и вдумчиво. В первую очередь, конечно, это «башкирские страницы» в творчестве А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, Г. Успенского, С. Злобина. И если запоминающиеся образы башкир – борцов за свободу и независимость – в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» мы все помним отлично, то цитаты из других произведений иногда выглядят просто открытием, делающим честь исследовательскому пылу автора. Так, особо следует выделить рассказ о П. Добротворском, в чьем творчестве нужда, голод и обнищание башкирского народа показаны очень наглядно. Проанализировал И. Валеев и произведения ряда других деятелей русской литературы и искусства, а также зарубежных историков, путешественников, которые обращались к истории и культуре башкирского народа.
В книге прошлое и настоящее тесно переплетаются друг с другом. Различные сюжеты из истории, политики и культуры удачно сочетаются с четко продуманной структурой, хорошим литературным стилем и научными выводами. Включение ряда публицистических статей не повлияло в целом на сюжетную линию монографии. Они, напротив, свидетельствуют о широте взглядов и эрудиции И. Валеева.
Всем своим трудом И. Валеев показывает, что большинство исследователей были убеждены в том, что башкирский народ изначально имел все необходимое для создания собственной культуры. Он созидал, претворяя в жизнь собственную творческую идею. Правда, автор монографии «забыл» упомянуть о собственном вкладе в разработку этой проблемы, тем самым еще раз подтвердив свои выводы о том, что основными характеристиками башкирского духа являются: приоритет духовно-нравственных основ бытия над материальными, культ духовности и душевности, развитие коллективных форм общежития.
При всей объективности и корректности автора книга, возможно, вызовет немало споров в связи с россом профессионального уровня историков, приобщающихся к проблематике рецензируемого исследования. В истории России – страны многонациональной – диалектика «национальное – государственное» обретает особую актуальность, обусловленную еще и тем фактом, что процесс общественных преобразований, начатый в завершающие десятилетия ХХ века, оказался нацеленным на основание государственности и переосмысление национальной идеи. В свете специфических обстоятельств нашей отечественной действительности рецензируемое исследование может быть оценено двояким образом. С одной стороны, попытка подвести убедительный концептуальный базис под обоснование душевно-духовных особенностей башкирского этноса. С другой стороны, исходная позиция автора труда представляется безупречной, поскольку речь идет об «Уроках истории» – той извечной проблеме исторического познания, которая, будучи решаема сплошь и рядом поверхностно и прямолинейно, тем не менее нуждается в своем решении, в том числе и в данном случае. А истина, как известно, рождается в споре.

26 13

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»