Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Музыкальный салон
ДОЖДИНКИ СЕРЕБРЯНЫХ СТРУН
11.11.2009
Ольга Курганская

ДОЖДИНКИ СЕРЕБРЯНЫХ СТРУН        

В конце октября в Малом зале филармонии любители музыки встречали Трио гитаристов Урала – заслуженных артистов России Виктора Козлова, Шарифа Мухатдинова, Виктора Ковбу.

Активной исполнительской деятельностью музыканты известны за пределами своего региона. Теперь они гости Уфы. И «ветер странствий» их концертной программы сопутствовал нашим музыкальным прогулкам и впечатлениям.

 

Романтическое путешествие с Сеньоритой Гитарой

Увертюрой к программе Трио прозвучал Марш из сказочного балета Петра Чайковского «Щелкунчик», наиболее подходящий для первой встречи со зрителями, среди которых оказалось много детей.

В мягких звуках неторопливого, элегантного «Вальса» Глиэра возникло прошлое – старинная усадьба, гостиная, рояль… В дождинках серебряных струн отозвалось эхо чьих-то голосов. Но закончился призрачный бал, и звуки растворились в тишине, оставив шлейф воспоминаний…

Разделяя ностальгические чувства русской души, гитара-иностранка часто грустит о своей родине и страстными напевами влечет к далеким берегам Испании. Туда, где Исаак Альбенис, обратившись к фольклору, написал «Испанские напевы». И среди них – знаменитую «Кордову», в песнях и танцах которой вся история народа, его прошлое и настоящее.

Виктор Козлов, прочувствовав испанский стиль, написал для трех гитар колоритную фантазию «Фламенко». В струнном пиццикато защелкали кастаньеты, возвестившие о начале народного андалусийского праздника, и в ориентальных узорах художника-исполнителя появились характерные мелодии и ритмы фламенко.

Как и в былые времена, многие современные гитаристы пишут музыку для своего инструмента. Зная особенности и возможности его звучания, они стремятся показать неслыханные ранее эффекты, исполнительские приемы, композиционные решения.

Мы слушаем музыкальную картину Р. Калошина «Морской пейзаж», так напоминающий полотна мариниста Айвазовского. В трепетных звуках волшебницы-гитары отразились морской бриз, покой и прохлада легкого ветерка, случайно возмутившего тишину и размеренность струнного арпеджиато. Но вот луч солнца заглянул в зеркало водной стихии, и изящная душа гитары откликнулась гармоничной красоте морского пейзажа.

Женское лицо концертной программы представляют Маргарита Илларионова («Рэгтайм») и Елена Поплянова («Милонга. Танго. Румба»). Танцевальный триптих пленяет наш слух нежной лаской милонги, тайной обольщения танго, нервная, страстная мелодия которого сменяется стремительным движением румбы. Отмечающая в 2014 году вековой юбилей, румба все так же молода и привлекательна своими зажигательными ритмами латиноамериканских бальных танцев.

Над судьбой музыкальных творений властвует художник. Именно его, исполнителя, выбор, вкус и прочтение становятся главными, когда решается вопрос, быть или не быть этой музыке «магнитом» для притяжения слуха. А слух человеческий инертен. Он склонен любоваться привычным, запомнившимся с давних пор. Погружаясь в мир музыки, он тянет корабль воспоминаний сквозь океаны звуковых волн, чтобы причалить к бухтам знакомым и надежным, то есть очутиться в мире родных интонаций и ритмов. Потому так сложно пробиваться новым сочинениям к сердцу слушателя. И огромная роль принадлежит исполнителям, их эмоциональной увлеченности, артистизму и мастерству интерпретации.

Стоит только «сладкоголосой чаровнице» оказаться в чутких руках музыкантов, оживает ее певучая душа. Едва заслышав мелодии и характерные интонации «Восточного танца» В. Козлова, она растворяется томной негой и пластикой движений.

Так поразившая слух экзотика танца с его звуковыми красками и ритмическими эффектами остается в памяти слушателя.

 

Уральское Трио – величина постоянная

Обладающее всеми музыкантскими качествами, Трио давно пользуется популярностью в среде профессионалов и любителей гитары. Им аплодировали в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и других российских городов. С успехом проходили гастроли в странах ближнего и дальнего зарубежья: на Украине и в Казахстане, Польше, Венгрии и Финляндии.

Почти двадцатилетний опыт их совместных выступлений дает право считать уральское Трио величиной постоянной. Долголетие этого альянса в служении искусству не может не вызывать глубокого уважения и благодарного чувства зрителей.

Помимо классики особое место в репертуаре ансамбля занимают сочинения современных российских авторов, в том числе и Башкортостана. Рождающаяся на кончиках пальцев исполнителей «Фантазия на башкирские темы» ишимбайского педагога и композитора А. Рябчикова зазвучала знакомыми национальными мотивами. И в плавных линиях музыкального рисунка отразились танцевальные движения девушек, их легкая поступь, гибкость и выразительная пластика рук.

Пьеса-шутка оренбуржца И. Нагуевского «Жили у бабуси» написана в вариационной форме. Мелодия темы постепенно обрастает подголосками, и гармонизация прозрачной фактуры придает ей оркестровую тембральность.

С Виктором Козловым мы отправляемся на ярмарку, где он подслушал мелодии для своего диптиха «Былина. Праздник». Объединенные тематикой народного гулянья, эти «картинки с ярмарки» передают шум и гам разноголосой толпы. То вслушиваешься в переборы струн гуслей и неторопливую речь сказителя, то улыбаешься веселым потешкам скоморохов… Праздничный лейтмотив словно обрастает калейдоскопом звуков – фальшивого пения, примитивных наигрышей расстроенных балалаек, – и все это с юмором на фоне всеобщего движения.

Признанный в Европе гитарист и музыкальный критик Пол Фаулес в английском журнале «Klassical guitar» написал: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, Виктор Козлов первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в напыщенном мире современной музыки».

Как автор оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов был награжден дипломами фестивалей в Донецке (1982 г.) и в Москве (1988 г.). Являясь профессором института музыки им. П. Чайковского и художественным руководителем Трио, он много внимания уделяет и композиции. Им написано более 100 произведений для гитары соло и различных ансамблей. Получившие известность у публики, многие из них издаются в России и за рубежом: в Англии, Германии, Италии…

Романтика странствий снова позвала нас в дорогу. И, оставив в России родные и близкие сердцу напевы, отправляемся в Валенсию, «в край вечного цветения и красок и лучей». Там, на празднике «фалья», вдохновившись испанскими танцами и песнями, композитор З. Беренд создал свою «Валенсианскую хоту», звуки которой зазывают и нас в хоровод всеобщего веселья.

«Перуанским вальсом» Ланфиесто музыканты заканчивают свое выступление. Наслаждаясь красотой голоса гитары, ее пением о любви и нежной тайне, мы сознаем, что самые важные вещи в жизни нельзя увидеть или потрогать руками, – их можно только почувствовать сердцем…


26 15

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»