Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Ученье - свет
ЗЕМНОЙ ПОКЛОН ТЕБЕ, ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ!
18.11.2009
Марган МЕРЗАБЕКОВ

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН ТЕБЕ, ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ!         Известный в республике журналист Минигалей Якупов выпустил книгу на башкирском языке «Мы – ленинцы». Она об истории первой башкирской школы для детей-сирот им. Ленина, открытой в Уфе в 1924 году, в 1930 году переведенной в Стерлитамак, ставшей впоследствии лицеем-интернатом.
В лице М. Якупова, своего воспитанника, школа обрела отличного исследователя-летописца. Журналисту, как говорится, и карты в руки. Автор родился в деревне Ишимбай, на месте которой вырос одноименный город нефтяников. Учился в 1947–1953 годах в Стерлитамаке в школе детдома № 2, которая тогда еще не называлась интернатом. Затем окончил филологический факультет БГУ, работал корреспондентом Башкирского радио по Стерлитамаку, Салавату, Ишимбаю; далее – главный редактор газеты «Пионер Башкортостана», заместитель председателя Госкомитета БАССР по телевидению и радиовещанию, заведующий отделом науки журнала «Учитель Башкортостана», ответственный секретарь журнала «Ватандаш». Заслуженный работник культуры РБ, отличник народного просвещения РСФСР. Автор книг «Горы, увенчанные красными флагами», «Вечный огонь», «Сказы пройденной жизни», «Сотник, деревня, город Ишимбай», «Кто тиран-диктатор и кто отщепенец». И вот новая книга – «Мы – ленинцы».
Как видим, послужной список и творческий багаж автора внушительны и говорят о том, что его журналистская деятельность была успешной и достойно отмечена обществом. Минигалей Якупов считает, что это родная школа вывела его в люди. Повезло человеку, если у истоков его жизни была такая школа, которая сумела дать своему воспитаннику правильное направление в жизни. И как верный ученик, он на всю жизнь сохранил чувства благодарности к своей школе. Выйдя на пенсию, всерьез занялся изучением истории школы по архивным документам. И на свет родилось интереснейшее, ценное исследование, рассказывающее о пути учебного заведения, и не простого, а такого, от которого, можно сказать, «есть пошла» башкирская национальная школа советского периода.
Как бы сегодня вкривь и вкось ни толковали хулители социализма наше прошлое, достижения советской системы образования никто не может оспорить, они признаны всем миром. Просвещение народа было первейшей заботой советской власти. Еще когда страна лежала в руинах после Гражданской войны, она выкраивала средства, чтобы направить их на издание учебников, изготовление тетрадей, подготовку учительских кадров. В довоенные годы в стране почти не строилось жилья, но обязательно в городах и селах возводились школы, как и больницы, здания которых служат и по сей день. Была проявлена особая забота о детях-беспризорниках – для них создавались колонии-коммуны, школы-интернаты. И руководили ими, как правило, талантливые, беспредельно преданные делу воспитания нового человека педагоги типа Макаренко.
Первая башкирская школа для детей-сирот создавалась в Уфе именно в тот период, когда тысячи бездомных, голодных, раздетых ребят, бродивших по городам и селам, надо было приютить, накормить, одеть, учить, воспитывать и выводить в жизнь. Созданная на энтузиазме первых строителей народного образования в республике, она стала в известном смысле прототипом, базовым образцом для подобных учебных заведений.
Так, открытая два десятилетия спустя аналогичная школа в Уфе, известная ныне как гимназия-интернат им. Рами Гарипова, была сформирована, как подчеркнуто в постановлении Совнаркома БАССР от 29 декабря 1943 года, именно «по типу первой башкирской школы для детей-сирот им. Ленина». Заслуга Минигалея Якупова в том, что он с завидным усердием вел поиск в архивных документах и с научной достоверностью восстановил историю школы, высветил ее неоценимую роль в развитии народного образования в республике, назвал ее создателей, имена многих педагогов, на примере десятков ее выпускников показал, каких достойных граждан она воспитывала.
Смеем утверждать, что книга осветила малоизученную доселе историю школы, когда-то «первой» в республике, но, будучи переселенной из столицы во «второй» город республики, как бы тоже оказавшейся на втором плане внимания общественности.
Небезынтересны такие данные, приведенные в книге. К началу 1920 года в Башкирии насчитывалось около 1500 школ I и II ступеней (соответственно – неполных средних и средних школ). В том числе «мусульманских» (то есть башкирских и татарских) – 1278 I ступени и 7 II ступени. Русских школ – 432 I ступени и 16 II ступени. Причем башкирские были наименее обеспеченными школами – по этому показателю они находились лишь на 10 месте. Таким образом, обучение башкирских детей на родном языке являлось серьезной проблемой, особенно в столице республики.
Другой проблемой, как уже говорилось, было обучение детей-сирот. По архивным материалам, в 1923 году в Башкирской республике действовало 123 детских дома, в которых воспитывалось 11562 подростка. Кроме того, началось возвращение детей, оказавшихся в условиях беспризорщины в других областях. Например, только в 1923 году был возвращен в пределы республики 4141 беспризорник. Приняв и устроив их быт, надо было учить. Не хватало педагогов, воспитателей.
Характерно письмо, с которым наркомпрос республики обратился в БашЦИК (сентябрь 1923 года): «Комиссия наркомпроса по военным делам просит отсрочить призыв на военную службу шкрабов (школьных работников) из татар и башкир ввиду того, что их крайне недостаточно, а в деле воспитания они чрезвычайно ценны».
Вот на таком историческом фоне и создавалась в 1924 году в Уфе первая республиканская башкирская школа II ступени для детей-сирот. Ее комплектовали учащимися из числа воспитанников детских домов со всей республики по разнарядке наркомпроса. Размещалась школа в весьма престижном, украшающем архитектурный облик города трехэтажном здании бывшей семинарии по улице Александровской (ныне Карла Маркса).
В 1930 году школу перевели в Стерлитамак. По воспоминаниям воспитанников тех лет, детей младшего возраста перевозили на подводах, а старшие ребята топали пешком по осенней слякоти.
В годы войны здание школы было отдано под эвакуированный с запада завод им. Кирова, производящий аппаратуру связи. С началом перестройки предприятие прекратило свое существование. В настоящее время в этом здании располагаются Министерство внешних связей и торговли РБ и исполком Всемирного курултая башкир.
В книге прослеживается, какой славный 85-летний путь прошло это старейшее национальное учебное заведение республики, показано непрерывное совершенствование его учебной базы, развитие учебно-воспитательного процесса, улучшение условий быта учащихся. Сегодня оно называется 2-м Стерлитамакским лицеем-интернатом им. В. Ленина. В нем обучаются дети из 28 районов и 5 городов республики, а также Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Курганской областей и Ханты-Мансийского национального округа.
Из стен учебного заведения вышли сотни известных в Башкортостане общественно-политических и государственных деятелей, ученых, писателей, педагогов, врачей, инженеров, авиаторов, специалистов сельского хозяйства, да и просто образованных и воспитанных людей, патриотов своей республики, достойных граждан. Среди них народный поэт Башкортостана Рашит Нигмати, педагог, министр просвещения БАССР Фатима Мустафина, поэты Хай М. (Мухамедьяров), Батыр Валид, видный писатель и педагог Амир Чанышев, секретарь ЦК ВЛКСМ Шарифа Тимергалина, Герой Советского Союза Зубай Утягулов, Герой Социалистического Труда Агля Накиев и другие – разве всех перечислить!
Преданный своему труду, высокопрофессиональный педагогический коллектив ныне возглавляет отличник народного образования РФ, заслуженный учитель РБ Залифа Тулькибаевна Ситдикова. В лицее работают 11 педагогов высшей, 19 – первой, 10 – второй категорий. Совместно с Башкирским институтом развития образования в лицее открыта экспериментальная площадка по работе с одаренными детьми. Опытные педагоги активно участвуют в конференциях, семинарах разных уровней, публикуют свои исследовательские работы в брошюрах, газетах, журналах.
Лицей ставит перед собой задачу подготовки кадров, способных активно влиться в разные сферы жизни общества. В этом плане принята новая концепция «Программа развития». Учащиеся лицея достойно защищают честь своего учебного заведения на олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Более 100 воспитанников, успешно выступивших со своими докладами на чтениях по творчеству Михаила Ломоносова, Рами Гарипова, Мажита Гафури, Джалиля Киекбаева, Галимжана Ибрагимова и на другие темы, заняли призовые места.
Системно поставлена работа по профориентации, подготовке учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Так, в 2008 году 95% выпускников поступили в вузы и колледжи.
Одно из непременных требований к учащимся – хорошее знание башкирского языка. Работа ведется по направлениям развития как письменной, так и устной речи, изучения устного народного творчества, культуры и истории Башкортостана, народных обычаев и обрядов.
Лицей оснащен самой современной учебной базой, инновационными технологиями обучения. В 2008 году лицей победил во Всероссийском конкурсе по внедрению новейших учебных программ и заслужил премию «Миллион-ГРАНТ».
Автор посвятил свою книгу внесшим неоценимый вклад в создание школы видным политическим и государственным деятелям республики, активным организаторам движения за автономию Башкирии Хафизу Кушаеву, Шарифу Манатову, Сагиту Мирясову, Ахмату Биишеву и продолжателям их благородного дела, руководителям народного образования республики Сагиту Алибаеву и Фатиме Мустафиной.
Мир тесен, как говорится. Нарком просвещения Башкирии Ахмат Биишев, один из организаторов прославленной школы, – земляк автора этой рецензии. Он родом из села Идельбай Оренбургской губернии. В этом селе мой дед по матери Сагадаткирей Алсынбаев, старшина 5-й Усерганской волости Усерганского кантона, построил на собственные средства и в 1890 году открыл школу III ступени для башкирских детей и первые десять лет существования школы содержал ее за свой счет. Обучение велось на русском языке. Местное население не без основания называло школу гимназией. Выпускники ее успешно поступали в университеты и военные училища.
Ахмат Биишев наверняка окончил эту школу в родном селе, а затем учительскую семинарию в Оренбурге. Пример школы Алсынбаева, по всей видимости, определил дальнейшее служение Биишева на ниве народного просвещения.
Еще одно историческое лицо из книги М. Якупова – нарком просвещения Башкирии Сагит Алибаев. Когда я писал в свое время очерк о бывшем преподавателе русского языка из Каравансарайского башкирского педтехникума в Оренбурге М. Стефановой, старая учительница упоминала среди первых выпускников учебного заведения в начале 20-х годов и Сагита Алибаева наряду с поэтами Баязитом Бикбаем, Габдуллой Амантаем, писателями Сагитом Агишем, Зайнаб Биишевой. Так что уместно будет заметить, что Оренбургская земля также явилась одним из истоков, из которого вышли видные деятели народного образования и культуры Башкортостана.
В заключение хочется сказать, что общественность республики должна быть благодарна М. Якупову за большой труд, вложенный в сбор, систематизацию материала и выпуск книги о лицее-интернате. Мне известно, каких трудов стоило автору собирать средства на издание своей очень востребованной книги, поскольку ни одно ведомство, в том числе Министерство образования республики, не взяло на себя финансирование публикации. Все это достойно сожаления!
Более того, есть очевидная необходимость, чтобы книга была переиздана в переводе на русский. Но хватит ли сил и терпения у автора ходить с протянутой рукой по благотворителям?..

21 19

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»