Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Точка зрения
НАРКОМАНИЯ И ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
18.11.2009
Рустем ВАХИТОВ

        Волна наркомании буквально захлестнула современное российское общество. Редко в каком дворе не заметишь около подъезда использованных шприцов. Особенно страдает от этой беды молодежь, иначе говоря те, кому предстоит быть основой общества в самое ближайшее время. Поневоле одолевают грустные думы о том, что если наркотизация общества и дальше будет идти такими темпами, то никакой вражеской оккупации не потребуется: Россия, или тот обломок, который от нее останется, сама собой исчезнет с географической карты. Согласно даже официальным данным Россия ежегодно теряет от 10 до 30 тысяч молодых людей, умирающих от передозировок и болезней, связанных с наркоманией, – это сопоставимо с потерями за десять лет афганской кампании. А ведь все эти люди могли бы стать рабочими, инженерами, предпринимателями – и, конечно, отцами и матерями семейств…

Безусловно, с этим бедствием необходимо бороться, – и такая борьба ведется. Существуют специальные службы, которые борются с незаконным оборотом наркотиков, перекрывают каналы их поставки, арестовывают наркоторговцев. Однако одних репрессивных мер мало, тут важны воспитательные меры, которые лишили бы наркотики в глазах определенных кругов молодежи притягательности, открыли бы им глаза на смертельную опасность наркомании, предложили бы альтернативу образу жизни наркомана. А для этого важно понять, каковы мировоззренческие и идеологические корни наркомании как социального феномена.
Наркотические вещества известны людям с незапамятных времен. Так, в странах Дальнего и Ближнего Востока издавна практиковалось курение или поедание такого растительного наркотика, как гашиш, индейцы Южной Америки жевали листья коки. Кроме того, издревле медицина и на Востоке, и на Западе использовала наркотические вещества, полученные из растений, для лечения разных заболеваний (так, древнегреческие и древнеримские вра-чи Гиппократ и Гален рекомендовали использовать препараты с содержани-ем опия для лечения диареи, психических больных в состоянии возбужде-ния). Однако ни древний, ни средневековый мир не знали наркомании как социального явления; употребление наркотиков было строго регламентиро-вано и дозировано: их использовали во время религиозных обрядов для дос-тижения измененных состояний сознания, в которых, по верованиям адептов культов, человек вступает в контакт с мистическими слоями реальности. Ра-зумеется, такие обряды не производились часто, – вспомним знаменитую «трубку мира» индейцев. Она выкуривалась, как и явствует из названия, лишь при заключении мира между племенами после очередной войны, таким образом – индейцы могли не курить табак в течение месяцев и лет. Неудиви-тельно, что между ними не было никотинозависимых, в отличие от испанцев, которые принялись курить табак ежедневно. Что же касается медицинского использования наркосодержащих веществ в традиционных обществах, то на-значаемые дозы лекарств также были чрезвычайно малы, а превышение их считалось опасным.
Единственное исключение из этого правила – широкое распространение курения опиума в Китае в XIX веке, но оно было вызвано торговой экспанси-ей западных держав, прежде всего Великобритании, которая при помощи войны навязала Китаю легальную продажу опия английскими купцами (при-чем оборот официальной наркоторговли Британской империи намного пре-вышал оборот современной мировой наркомафии, и британцы до сих пор ни-как не возместили Китаю нанесенного чудовищного ущерба).
Феномен наркомании как таковой – то есть массового использования искусственных сильнодействующих, разрушающих организм человека наркотиков с целью получения удовольствия – появился лишь в обществе антитрадиционного, модернистского типа. Иными словами, в обществе, основанном на культе материальных благ (причем восприятие наркотика как средства для получения удовольствия стимулировало создание новых сильнодействующих химических наркотиков, которые по своей разрушительной силе воздействия на человеческий организм намного превышали прежде известные). Наркотики здесь не только стали практически доступными для каждого желающего, к какому бы слою общества он ни принадлежал, – более того, исчезли мировоззренческие, метафизические препоны для их употребления.
В обществе, где господствующей является либералистская парадигма практического атеизма, требующая от человека, к какой бы конфессии он ни принадлежал, в общественной жизни поведения, опирающегося лишь на принципы рационального эгоизма, единственным препятствием на пути наркомании может быть лишь традиционный нравственный базис. Однако этот базис, не подкрепленный никаким цельным мировоззрением, очень скоро подтачивается и разрушается. К тому же буржуазное общество, особенно в его постмодернистской вариации, и не скрывает того, что идеальным человеком для него является потребитель-гедонист – человек, для которого удовольствия составляют цель жизни.
Если проанализировать сюжеты рекламных роликов, которые по не-сколько раз в час крутят сегодня по ТВ, то мы без труда убедимся, что все они сводятся к одной очень простенькой мысли: пускай все летит кувырком – не обращай на это внимание, получай удовольствие! Это не издержка мате-риального прогресса, как кажется многим современным интеллектуалам, уверовавшим в эпоху перестройки в некую «гуманную» природу капитализм, это – проявление закона капиталистического рынка. Для получения прибыли капиталистам нужно производить все больше и больше товаров, а для того, чтобы их покупали, нужно формировать у масс психологию потребителей и прожигателей жизни. Причем на элиту общества это не распространяется, выходцы из высших классов, которым предстоит стать вершителями судеб государства – крупными бизнесменами, политиками, экономистами, в тех же Англии и США получают воспитание не в общедоступных, а в особых, за-крытых школах-колледжах, где господствует жесткая, полувоенная дисцип-лина, а воспитание проводится в духе религиозных ценностей.
А от этой абсолютизации принципа удовольствия до наркомании – ру-кой подать. И это не говоря уже о том, что торговля наркотиками сама по се-бе – очень прибыльный бизнес, порождающий такие огромные финансовые массы, которые не могут не влиять на политику. Видимо, ученым еще пред-стоит написать конспирологическую политическую наркоисторию последних двух столетий, и тогда выяснится, что многие крупные политические собы-тия объясняются активностью наркомафии. Причем поскольку оплотом ка-питализма, то есть строя, опирающегося на всевластие денег, являются евро-пейские страны и США, то легко предположить, что мировая наркомафия, владеющая огромными суммами и ценностями, оказывает преимущественное влияние именно на них. В СССР, Северной Корее или маоистском Китае ни-какие миллионы не могли служить политическим прессингом по той простой причине, что на них ничего нельзя было купить, это были и есть общества другого типа, не экономикократичные, а идеократические.
Действительно, имеется множество фактов, которые позволяют по крайней мере строить предположения по поводу очень глубокого влияния наркомафии на политику США и стран западного блока. Взять, к примеру, недавнюю американскую «антитеррористическую операцию» в Афганистане: при талибах там были практически уничтожены обширные плантации мака (талибы строго следовали букве исламских законов, и это касалось не только отращивания бород и ношения паранджи, но и запрета на алкоголь и наркотики). А после прихода американских «миротворцев» – ну что за странное совпадение! – афганские дехкане снова высадили мак, который через некоторое время превратится в сырье для производства наркотиков, предназначенных для Европы и России. По имеющимся данным, производство героина в Афганистане выросло после падения режима талибов на 200–400%, причем, что интересно, местное население производит наркотики практически исключительно на продажу, само их не употребляет: талибам удалось переломить традицию употребления даже такого традиционного для региона наркотика, как гашиш.
Итак, наркомания теснейшим образом связана с жизнью и мировоззре-нием общества потребления, общества капитализма, общества западного ти-па. Соответственно, появляется она в какой-либо стране сразу, как только на-чинается модернизация по западному образцу со всеми присущими ей черта-ми – агрессивной рекламой, вездесущей порнографией, моральной распу-щенностью, словами о свободе каждого заниматься чем угодно. Этот идеоло-гический, ценностный фактор является решающим для возникновения нар-комании в той или иной стране, и трудности экономического порядка тут ни при чем. Тот же Запад столкнулся с проблемой массовой наркомании среди молодежи в 1960-е годы, когда вошел в полосу экономической стабильности и процветания. Да и наркоманов больше всего было и у нас, и у них в семьях элиты общества, крупных политиков, чиновников, предпринимателей – к их вящему удивлению. И только потом это бедствие спускалось от «золотой мо-лодежи» к низам общества, захватывая в свое губительное поле все больше и больше людей.
С другой стороны, отсутствие подобных весьма специфических «ценностей» – надежный заслон для наркомании. Так, пока Россия была православной страной, наркомании в ней не было – во всяком случае как социального феномена, а если кто-нибудь и употреблял наркотики, то разве что декадентствующие аристократы из высшего света. В современных традиционных мусульманских государствах тоже знать не знают, что такое наркотики. Да и в СССР подобного рода проблема как-то не вставала… Так что либералы, которые любят поразглагольствовать о гипотетической «рабской» и «пассивной» психологии русского православного человека или же азиата-мусульманина, дескать, подталкивающей их к лености и бесконечной погоне за удовольствиями, валят с больной головы на здоровую.
И до тех пор, пока мы будем стремиться «жить как на Западе», мы наркоманию не победим, какую бы социальную рекламу ни вешали в автобусах и электричках. Наркоманию удастся изжить, только если в нашем обществе восторжествуют иные ценности: мировоззрение, согласно которому смысл жизни не в погоне за удовольствиями, а в служении – Богу, Родине, народу, семье. А самый почтенный и счастливый человек – не тот, кто обладает всеми мыслимыми богатствами и может удовлетворить все, в том числе и самые темные, извращенные свои хотения и похоти, а тот, кто живет ради других и готов не просто к разумному самоограничению, но и к жертве, если она потребуется. Собственно, это и никакое не новое мировоззрение, оно всегда на Руси существовало с разными вариациями – и когда Русь была белой, и когда стала красной.
А о том, что победа над этим национальным бедствием, которое теперь уже многим кажется неким неотвратимым роком, возможна, свидетельствует хотя бы недавняя история. В начале ХХ веке в России уже был не менее масштабный всплеск наркомании – и тем не менее его успешно подавили. В 1920-х годах, когда началась политика нэпа и змеиный клубок буржуазных ценностей, который придавила было революция, снова выполз на свет божий, Россию просто-таки захлестнула война пьянства и наркомании, прежде всего среди молодежи. Почитайте произведения писателей-авангардистов того времени – сразу обнаружите, что кокаин (который на сленге называли «ма-рафет») был тогда, как мы сказали бы сейчас, культовым наркотиком в среде богемы. Не помогало ничего – ни антинаркотическая пропаганда в печати, ни спецоперации милиции…
Но вот свернули нэп, взяли курс на коллективизацию и индустриализа-цию, и ситуация изменилась коренным образом. Молодежь получила идеал, к которому можно и нужно стремиться, заразилась энтузиазмом и активностью – и те, кто стремились к прококаиненной и пьяной «красивой жизни», не по-нимали захватывающего дух романтизма строек социализма, стали не просто предметом презрения – хуже! – предметом насмешек и удивления, а потому скоро сошли на нет. Разумеется, многие начнут возражать, что идеалы эти сейчас не очень популярны, – но об этом может быть особый разговор, слож-ный и неоднозначный. Однако в любом случае получается, что победа над безыдейностью, мещанством, пошлостью, потребительством (короче, над буржуазностью) – это есть и победа над наркоманией.

20 19

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»