Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

В мире прекрасного
КАРНАВАЛ ПО-РУССКИ
25.11.2009
Ольга КОВАЛЕВА

КАРНАВАЛ ПО-РУССКИ         Появление в Уфе уникального «Терем-квартета» стало настоящей сенсацией. И даже эпидемиологический барьер не остановил поток зрителей, поспешивших в Большой зал филармонии на встречу с музыкой, чтобы провести субботний вечер в «Тереме» рядом с «веселыми ребятами» с берегов Невы.

КТО В «ТЕРЕМЕ» ЖИВЕТ?

Имена Алексея Барщева (домра – альт) и заслуженных артистов России Андрея Константинова (домра малая), Андрея Смирнова (баян) и Михаила Дзюдзе (балалайка – контрабас) давно популярны среди любителей музыки. Еще будучи студентами Санкт-Петербургской консерватории, они основали «Терем-квартет»: 26 ноября 1986 года состоялся концертный дебют, соединивший их судьбы и дороги, что протянулись на несколько десятилетий.
За столь долгий период совместного творчества накопился огромный исполнительский репертуар из более чем пятисот оригинальных композиций классической и современной музыки, как бы сочиненной квартетом заново.
Кто же из нас не знает, что старая модель из добротной ткани, обновленная модным покроем, в сочетании с интересными деталями и аксессуарами приобретает современный стильный вид! Так происходит и с музыкой «Терем-квартета», которому дано приблизить далекое прошлое и сделать его настоящим.
Соединяя несоединимое, делая это преднамеренно, они показывают, что музыкальные миры обладают невидимым единством. Их композиции основаны на темах, интонациях, отрывках композиторов-классиков ушедших веков; приправленные фантазией и мастерством аранжировщиков-исполнителей, они звучат свежо и эффектно. Часто выступающий «посланником» северной столицы на мероприятиях международного значения, ансамбль стал символом Санкт-Петербурга и России.
Уфимский зритель, оказавшийся на их концерте, теперь может представить, как виртуозно звучали русские инструменты на карнавале в Венеции, проходившем на площади Святого Марка, как слушала этих высококлассных музыкантов многотысячная аудитория в Ватикане. Да и для самих артистов наиболее памятны выступления перед Папой Римским Иоанном Павлом II и Матерью Терезой, в Сент-Джеймском дворце по приглашению принца Чарльза, на 3000-летии Иерусалима в историческом центре старого города, а также перед лидерами «Большой восьмерки» на саммите 2006 года, что проходил в Санкт-Петербурге.
Наконец, и нам повезло встретиться с единственным в мире камерным ансамблем народных инструментов, исполняющим произведения мировой музыкальной классики в собственной аранжировке. И композитор под именем «Терем-квартет» делает это блестяще. Плавные переходы, связки частей, лейтмотивы и гармоническое единство – все придает стройность и безупречность форме их композиций. Их сыгранности, артистичности, оркестральности звучания может позавидовать любой профессиональный ансамбль. Эти «веселые ребята» служат прекрасной идее квартета – сохранить в «Тереме» благоприятную атмосферу музыки, где так хорошо всем вместе.

ТАНГО, ФУГА И ФАНТАЗИЯ

Их фантазии – русский вариант crossover, карнавал, где встречаются жанры, стили, культурные традиции разных эпох. И говорить о границах творческого диапазона этих музыкантов не приходится. Здесь русский фольклор или танго Пьяццоллы могут повенчаться с полифонией великого Баха – органной токкатой или клавирной фугой.
Именно благодаря музыке «Терем-квартета», юмору авторов фантазии на тему Баха, его знаменитой органной Токкаты и фуги ре-минор, Иоганн Себастьян смог совершить путешествие в бескрайнюю Россию, послушать «русские страдания», познакомиться с народными инструментами и удивиться своей флейтовой «Шутке» в новом звучании.
«Маленький принц» этого ансамбля, навеянный одноименной сказкой Антуана де Сент-Экзюпери, получил музыкальное воплощение в соавторстве с композиторами Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Шопеном, Таривердиевым…
Ну а далее «народный Терем» посетил Петр Чайковский, и слушатель познакомился с композицией по мотивам его «Времен года». Тихая грусть «Осенней песни» сменилась заливистым звоном бубенцов русской «Тройки» – и очарованный зритель, бурно выражая свой восторг, приветствовал исполнителей.
Как-то петербургские музыканты получили заказ исполнить Шуберта по-русски. Они взяли за основу своей аранжировки «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» и отправились с ней на фестиваль во Францию, где имели шумный успех.
Во втором отделении зрители испытали радость встречи с любимыми песнями из советских кинофильмов: «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Бриллиантовая рука»… Известный композитор Нино Рота пригласил нас на прогулку с выдающимся итальянским режиссером Федерико Феллини, а вместе с музыкой Пьяццоллы мы вновь оказались на родине танго.
За свою более чем двадцатилетнюю деятельность квартет дал свыше 2500 концертов, выступал в 60 странах мира и участвовал в самых престижных международных фестивалях. «Терем» называют «визитной карточкой города», ставя его в один ряд с Эрмитажем, Мариинским театром, Русским музеем, а достижения ансамбля зарегистрированы в «Книге рекордов Санкт-Петербурга».

ВОСЛЕД РАСТАЯВШЕМУ ЗВУКУ…

…В последние годы в концертной практике сформировались три основных направления: пуристское, основанное на аутентичности звучания (то есть когда старинная музыка исполняется на инструментах своей эпохи), классическое и эклектическое, пользующееся у большинства публики особой популярностью. Именно в эклектике, включающей в себя разнообразие стилей, каждый выбирает свое – то, что отвечает его душевным переживаниям и представлениям о музыке.
Профессионал слышит в этих сочинениях внутреннее осмысление музыкальных элементов: мелодии – в ее прелести и гибкости, ритма – как организующего стержня, пассажа – в его легкости и изяществе… Любитель же касается слухом знакомых мелодий или отрывков и восторгается звучанием инструментов.
Понять и оценить в полной мере мастерство этих «строителей Терема» дано музыкантам, тем, кто в совершенстве знает оригинальные произведения русских и европейских композиторов. Ну а для всех остальных открытие «Терем-квартета», возможно, станет важной ступенькой к познанию классического наследия, которое так искусно вплетается в партитуры их фантазий.

25 15

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»