Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Наши интервью
НУР ДАУТОВ: «НАС ЖДЕТ НЕОКЛАССИЦИЗМ»
02.12.2009
Кристина АНДРИАНОВА

НУР ДАУТОВ: «НАС ЖДЕТ НЕОКЛАССИЦИЗМ»        
В три года он уже «дружил» с баяном. В десять лет удивил сестру, сыграв на впервые увиденном пианино. В девятнадцать написал песню, получившую народное признание. А на прошлой неделе состоялась премьера его рок-оперы о жизни Шайхзады Бабича.
Сегодня Нур Асгатович Даутов – заслуженный деятель искусств РФ и РБ, председатель правления Музыкального общества РБ, лауреат молодежной премии им. Г. Саляма, лауреат премии им. Ф. Карима, преподаватель УГУИ и БГПУ им. Акмуллы. На его счету четыре оперы, произведения для симфонического оркестра, музыка к спектаклям БГАТД им. М. Гафури, музыка гимна Межрегионального фестиваля поэзии «Родники вдохновения» и более 300 песен на башкирском и русском языках.
– Вы с детства хотели стать музыкантом?
– Вопрос о призвании будто и не ставился. У меня отец был замечательным гармонистом, баянистом, знал многие инструменты. У заезжих музыкантов я понемногу учился нотной грамоте. Поэтому в школу-интернат музыкальных воспитанников имени Газиза Альмухаметова поехал хорошо подготовленным. Учился до 10 класса как тубист, переписывался с Кабалевским и сочинял музыку, которую исполнял школьный оркестр. В 1973-м поступил в УГАИ. Для души, друзей продолжал писать песни, но это не было особо известно. И только талантливый педагог Гарник Багдасарян привел меня к Загиру Исмагилову. Я наиграл мэтру свои мелодии, он вызвал декана факультета и сказал: «С завтрашнего дня этот мальчик учится у меня». Так меня приняли на первый курс отделения композиции.
– Вашу первую песню «Дикие гуси» пели даже соседние республики и области…
– Она ничуть не вскружила мне голову. Мне показалось, что написал я слишком просто. Критиковал себя.
– А что, на Ваш взгляд, самое важное в процессе написания песни?
– Тут важны две вещи: способность отдавать свои эмоции творчеству и постоянный труд. Нужно жить музыкой. Растворяться в ней, уметь сопереживать и работать – и духовно, и физически. Тогда получится хорошая песня. А когда нет проникновения, когда хорош только текст и неудачна музыка (или наоборот), песня не получается. Ведь музыка и текст равнозначны. Сегодня многие «звездочки» поют одну-единственную, обычно посредственную композицию и считают себя гениальными. Многие непонятные мелодии выдаются за «шедевры будущего», в то время как это дилетантство или бесталанность. Нужно ведь работать до седьмого пота. Для меня эталон певца – Муслим Магомаев. И, как бы неоднозначно ни относились к Пугачевой, Леонтьеву, Кобзону, Крутому, Николаеву и Киркорову, они действительно работают над материалом, образом. Просто наше время перемешало в музыке понятия «эстрада» и «попса». Эстрада – это качество. И качественные песни в нашей культуре покажет время. Как песни советские. Не зря же передачу придумали – «Старые песни о главном». Потому что эти «старые песни» до сих пор молоды. Потому что их авторы – Пахмутова и Добронравов, Дербенев и Зацепин, отец и сын Дунаевские…
– Если бы Вы были одним из генераторов проекта «Золотой граммофон», что бы изменили в первую очередь?
– Что бы я изменил… Я бы не бы одним из генераторов. Нужно делать совершенно другой проект.
– И «Фабрику звезд» в республике не открыли бы?
– Там есть и те, кто учился, и те, кто пришел с улицы. Их уравнивают, и получается что-то непонятное, искусственное. Такие проекты могут жить, но отдельно от профессионального, высокого искусства.
– А можно ли из ученика со средними данными вырастить настоящий талант?
– Можно. Единственное – должны быть задатки, а не полное их отсутствие. И желание. Все зависит от человека. Но тут и педагогу нужно ученика увлечь. Охоту не отбить, верно направить. Нужно быть очень чутким. Иначе можно и большой талант загубить. Но труд ученика необходим. Например, композиция – факультатив, который я веду, – требует огромной нагрузки. Всегда предупреждаю учеников на первых занятиях: ребята, будет тяжело. Потому что придумать музыку в голове – одно, а записать ее, расставить верно акценты, знаки – совсем другое. Бывают такие ученики, которые думают, что я напишу за них ноты! Поэтому я счастлив, если после года занятий на моем факультативе остается хотя бы один ученик из пяти. Это значит, что моя работа не была проделана впустую. Значит, что ученик трудился – и талант начал раскрываться.
– Так что страшнее: талант без труда или труд без таланта?
– Труд без таланта – самое страшное. Ленивый, но талантливый иногда что-то выдает. А бездарный, пишущий день и ночь, – это беда. Потому что потом он еще навязывает свои «творения».
– Пифагор утверждал, что музыка – универсальный язык мира. Давайте обратимся к фантастике. Сможет ли мир перейти когда-нибудь на «звукопись»?
– А переходить и не надо. Мир всегда на волне чувств. Я написал музыку, вложил в нее свои мысли, переживания. Люди послушали, поняли музыку и через нее поговорили со мной. Одновременно с этим и я, и слушатели – мы вместе прикоснулись к искусству, к роднику нашей мудрой вселенной – и стали чище, светлее.
Однажды мою музыку попросили французы. Одно из произведений они назвали… я бы перевел как «Танец юных башкирских мадемуазелей». Французы не знали точного названия. Они просто интуитивно его угадали: я назвал эту музыку «Девичий танец». Вот вам и «фантастика»! Другое дело – то, что этой «фантастикой» пользуются не очень добросовестные мужи. На сильных мира сего работает литература, музыка, изобразительное искусство, кинематограф. Но я замечаю некоторое оздоровление, оживление в обществе. Все больше молодежи идет на классические концерты. Попса приелась, не так популярна. У двадцатилетних появляется тяга к серьезному, настоящему искусству. Мне кажется, нас ждет волна неоклассицизма.
– Не могу не задать вопроса о недавней премьере. С чем связан выбор жанра?
– Бабич прожил всего 24 года, стал национальным героем. Его борьбу, его душу нельзя было выразить народной музыкой. Думаю, рок – как раз то, что нужно. А вообще, надо сказать, идея создания произведения принадлежит директору Сибайской филармонии Факилу Юсупову. И вот эта идея – музыкальная драма о Бабиче – получила Грант Президента РБ в области искусства.
– Какие проблемы стоят сейчас перед музыкальным сообществом республики?
– Проблема – в людях. Нужна активная жизненная позиция. А где есть активность вместе с дарованием – там должна быть финансовая поддержка. Сейчас, например, несколько наших энтузиастов, моих друзей, пытаются воплотить в жизнь идею создания эстрадно-симфонического оркестра. Для этого нужна база. Ее нет. Делать приходится на пустом месте.
Если говорить в целом, «талантам надо помогать». В республике есть замечательные коллективы – такие, как ансамбли народного танца им. Файзи Гаскарова и «Мирас». Но везет не всем способным и ярким. Вот и стоит у нас задача – помогать тем, у кого есть искорка. Нужно увидеть по-настоящему способных, тех, кто может создать новое, – иначе всякое доброе начинание приведет к шаблону, рутине. Тогда не будет застоя, трафарета. И у нас появятся новые имена на музыкальном олимпе.

30 13

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»