Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Точка зрения
ПРИЧУДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
02.12.2009
Расул ХАМИДУЛЛИН

       
Альберт – родом из Стерлитамака, сейчас студент одного крупного московского университета. Мы с ним не виделись несколько лет. Он поделился подробностями университетского быта. И сообщил много удивительного.
Конечно, я и раньше знал, что в государственных вузах сейчас введены квоты для разных групп абитуриентов. То есть люди автоматически зачисляются на бюджетные места, и отчислить их фактически нельзя. Но вот подробности стали для меня откровением. Например, есть квоты для представителей малых республик России.
Это такой гуманитарный государственный проект, направленный на социализацию молодежи из разных аулов и деревень, куда цивилизация практически не добралась. В университет, где учится мой знакомый, ежегодно зачисляют по 70–75 таких квотников. Ребят распределяют небольшими группами по 3–5 человек на разные факультеты.
У данных представителей студенчества свои причуды. Большинство из них практически не умеют писать. И речь идет не об ошибках, а об отсутствии владения письмом в принципе. Говорят по-русски плохо и, по наблюдению Альберта, развивают речь по ходу учебы и общения с сокурсниками.
«Как учить их в университете, непонятно, – замечает студент. – Ведь часто они не хотят учиться на “непрестижные” специальности: желают перевестись обязательно на мировую экономику или юриспруденцию». Безусловно, сами они не виноваты в том, что их русскому языку почти не учили, – но тогда откуда у них приемлемые результаты на выходе из школы? Их баллы за ЕГЭ? И не вузовские преподаватели должны обучать этих несчастных языку – начиная с букваря, учебный процесс предполагает наличие базовых навыков: чтения и письма государственного языка.
Есть и другая группа квотников – инвалиды. Изначально предполагалось, что по этой квоте будут принимать в вузы молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Однако на практике студентами стали и люди с душевными травмами.
Так, на одной кафедре преподавателя-профессора попросили не говорить громко в присутствии одного из новоиспеченных студентов. Почему, спросил он. Понимаете, объяснили ему, если он слышит громкую речь или крики, у него начинается приступ паники, он начинает плакать и впадает в истерику. Другой студент всегда приходит на лекции в костюме и галстуке. Все бы ничего, но как только парень начинает нервничать, он хватается за галстук и затягивает его на собственной шее.
Разумеется, все люди имеют право на высшее образование. Но очевидно, что работа с такими учащимися требует специальной подготовки, которой у обычного преподавателя нет. Как быть в этой ситуации? Поставит профессор двойку парню с галстуком, а тот пойдет и удавится насмерть. И как потом с этим жить?
Проще говоря – классика жанра: хотели как лучше, а получилось как всегда. Попытка реализовать в университетах гуманитарную модель социализации оказалась на практике несколько утопичной.
Еще одна проблема – неадекватная реакция на проявление религиозных убеждений в студенческой среде. Например, когда перед входом в аудиторию преподаватель обнаружил двух девушек (из числа тех самых квотниц), расстеливших прямо в коридоре коврики для намаза и молившихся перед лекциями Аллаху. Закончилось все заседанием ректората. В итоге в главном университетском здании для мусульман организовали специальную молельную комнату. В остальных зданиях преподавателям рекомендовали «не обращать внимания и не реагировать».
Другой пример связан с лекцией, посвященной истории религий. Студенты обратились к профессору с жалобой на одну из преподавательниц, которая на лекции привела пример, как Русская православная церковь фальсифицировала какие-то документы, чтобы оклеветать одного из отступников. «Разве можно такое рассказывать про церковь? Это оскорбляет наши религиозные чувства!» – заявили несколько учащихся, заводила которых – студентка, которая подрабатывала журналисткой в одном из журналов РПЦ.
Из всего этого видно, что квоты направлены на то, чтобы молодежь из глубинки имела возможность получить высшее образование наравне со сверстниками из крупных городов. Однако создается впечатление, что порой сами вузы не всегда готовы к работе с такой категорией студентов. Отсюда вопрос: это дело времени или роковая ментальность?

21 16

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»