Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Есть мнение
Парад парадоксов
09.12.2009
Кристина МИЛЛЕР

       
Наши мысли порою похожи на паутину. Истина и ложь, свет и тень путаются в ней, как жертвенные мухи. Парализованные ядом паучьих рассуждений, они позволяют нам скрещивать бульдога с носорогом и, умножая два на два, получать пять. Так в голове рождаются споры полушарий, инсайты и парадоксы. И бедной логике, путешествуя по паутине извилин, остается только «приводить все в систему». Итак…

ПАРАДОКС № 1. НИЦШЕ ПРОТИВ БУДДЫ

Смысл жизни. Сказанного о нем – не пересказать. Быть может, он у каждого свой, – а может, у всех он один, но для этого мира непостижим...
Не будем «впадать в астрал». Как говорится, «пойдем от противного».
Если бы смысла в жизни не было, жить было бы вообще незачем. Значит, как бы этот смысл ни назывался (любовь, дети, работа, саморазвитие, поиск истины...), он в любом случае олицетворяет цель. Если цель есть, будут силы. Человек борется, пока борьба имеет смысл. И угасает – только почувствовав, что выполнил задачу. Можно улыбнуться: прямо ницшеанство какое-то. И все же…
Сколько было известно случаев в Великую Отечественную, когда смертельно раненный жил больше возможного – потому что «еще не выигран бой», потому что «ребенка нельзя сиротой оставить»? Сколько писателей, артистов, музыкантов уходили Туда только после завершения какой-либо грандиозной работы? Сколько раз трубили серьезные газеты об исцелившихся от рака женщинах, которые взяли из детских домов детей?..
Смысл пути – финал. Вообще – вера в то, что ты дойдешь. Вера. Не религиозная – вселенская. Какая-то внутренняя, космическая. Которая говорит: нужно сделать, выполнить, достигнуть.
Зачем? Что ждет там, впереди, после этого поднадоевшего пафоса? Какие райские сады, важные побрякушки, бумажки? И почему у Будды смысл жизни – отказ от желаний, у Христа и Махатмы Ганди путь судьбы – непротивление?
Буддистское отсутствие целей призвано очистить душу от мелких забот, потому что у самого буддизма есть цель – достижение нирваны. А христианское смирение можно трактовать как смирение гордыни при внутренней борьбе. То есть пророки говорят на языке, который простым смертным непонятен и потому искажается. Значит, цель как смысл жизни становится «универсальной версией», а старина Ницше выигрывает у всех «добрых» философов и обломовых.

ПАРАДОКС № 2. НЕНАВИСТЬ – НЕ ЗЛОБА
Глубокие чувства – прерогатива зрелых личностей. Поэтому, когда рассуждаешь о парах «ненависть – злоба», «вера – надежда», «храбрость – отчаянность», понимаешь одну интересную вещь. Злоба – нечто мелкое, жалкое, ничтожное; надежда – какой-то кусочек веры (потому-то и умирает последней, словно клочок земли во время потопа); отчаянность – сигнал о том, что разум не работает (выходит, берсеркеры и перепуганные предатели – с одной колокольни). Значит, храбрость – это всегда разумный, оправданный риск, сохраняющий жизнь, вера – не стержень религии, а нечто вроде системы обеспечения духовной жизнеспособности; ненависть же свойственна личностям цельным, сильным. Так же, как и любовь. Надежда и злоба временны, вера и ненависть постоянны. Вера (любовь) как идея Добра и ненависть как идея Зла (!) способны вдохновлять людей, они работают на действие. Именно этим легко объяснить пословицу: «Чтобы победить, надо разозлиться». Конечно, победа «назло» приходит через разрушения, нервы. Но она имеет место. И не имеет ничего общего с бытовой, ворчливой – «ленивой» – злобой. Удивительно, но ненависть, как и храбрость, и вера, и большая любовь, – «привилегия дворянства».
Кстати, по тому же принципу не братья слова «свобода» и «воля». Первое – от слова «слобода» (поселение, а значит место, имеющее границы), второе – старорусское понятие, обозначающее не место пребывания, а состояние духа. То есть воля выше, могущественнее свободы. Абсолютно свободным на свете быть нельзя, а вот вольным по духу – можно.

ПАРАДОКС № 3.  МОЦАРТ – ОТ ЛУКАВОГО

Всем известен миф о Прометее, который принес людям огонь и знания. Реже вспоминают скандинавские легенды о титанах-хримтурсах и гномах, среди которых были учителя рода человеческого. Апокрифы твердят, что именно падшие ангелы, вступившие в союз с «внучками» Адама, принесли на землю искусства и ремесла. И порождают суеверия о том, что талант – сила нечистая…
Догмы. Каноны. Заповеди.
Современная религия – инквизиция истории – сотворила себя на базе языческих верований, но казнила само язычество. Если сравнить библейские предания и мифы разных стран и народов, можно заметить пора¬зительное сходство первых и последних. Это, так сказать, «косметический ремонт» древности, проведенный во имя иудаизма, ислама и христианства. Нужно было собрать население, дать ему некую новую веру из перемолотых костей многобожия. А потом – отправиться в священные крестовые походы и украсить монастыри, землями и золотом.
На Руси христианство стало полуязыческим православием. Иисус Христос не получил такого «авторитета», как на Западе, а Дева Мария назвалась Богородицей и приняла царство матриархальной Девы-Роженицы. Потому и ныне почитаема – памятью славянской крови.
Тем не менее и у нас язычес¬тво потеряло добрые черты. Магия стала страшной, темной, беспутной. А ведь не зря до сих пор разделяют ее на белую и черную…
Заговоры жрецов переродились в молитвы. Да, молитвы – сила светлая, и нет в них ни языческого «мата», ни проклятий. Однако сочиняли их по древним традициям. По законам музыки вселенной.
Просто заговор – это слова, выстроенные по определенному звучанию. Так, чтобы воздействовать на душу человека, увлечь его за собой в бездну мира. Звук требовал гармонии, настройки на природно-космический лад; потому слова превращались в стихи и песни (достаточно вспомнить гимны индуизма). Они становились оружием в умелых руках. И этого оружия боялись новорожденные религии.
Отсюда – и поверья о музыкантах, певцах, поэтах и актерах как о потомках падших, взявших в жены земных женщин. О тех, кто заключил сделку с лукавым. О тех, рукописи которых не горят веками. О новаторах в искусстве, о пионерах в науке…
Стоп. О науке разговор особый. Она дарит миру вакцины и атомные бомбы, чудеса техники и фильмы о терминаторах, надежды на исцеление и овечек долли. И все-таки…
Догма, протестующая против яблока познания, не спасает простодушного крестьянина. Она пытается спасти себя. Сохранить свое папское величие, свою маску благородства и десять раз переписанную Библию. Потому, как бы жутко ни было говорить это, религия – не вера, о которой мы рассуждали выше. А талант, дар, способности, искусство, наука верою быть могут. Одухо¬творяет не нудный священник, а «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Не проповедь того, кто сам не верит в свои слова, а органная музыка Баха. А потому неважно, что ходит легенда о продавшем душу Моцарте, – если его ноты есть та самая музыка вселенной, тот самый огонь Прометея, она будет дарить тепло и прогонять хворь. Ведь давно известно, что настоящее искусство лечит…
Так неужели наш лекарь – Антибог?
Нет. Нас исцеляет Бог-вселенная, Сверхразум и его земные воплощения – природа и мудрость. Искусство, сотканное из любви (не из протеста), – противоядие от несправедливости мира. Не побег от реальности – погружение в истину. В тайны духа и материи. Это – возможность соединиться с Высшим Знанием.
И только заказы прагматичных эпох называют стремление к этому самому Знанию парадоксами…


28 11

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»