Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Персона
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
09.12.2009
Алла ДОКУЧАЕВА

       
14 декабря в БГТОиБ пройдет торжественный вечер, посвященный 70-летию Государственного Академического ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова Республики Башкортостан. Мы представляем материал об одном из ведущих солистов коллектива.


Ривката Саттарова в ансамбль принимал в 1967 году сам Файзи Гаскаров. Увидев объявление в газете «Советская Башкирия» о наборе танцовщиков, Ривкат поспешил в оперный театр, но, видно, газета попала ему в руки не самая свежая, потому что шел уже третий отборочный тур. Тем не менее он рискнул. Помнил, что самый первый его танцевальный наставник из Дома культуры «Новатор» Тагир Галеевич Шаяхметов говорил ему, совсем еще мальчишке: «Твое место в ансамбле».
Невысокого роста, худенький, он и в свои 18 лет выглядел не очень солидно. Но станцевал и башкирский танец, и русский, видимо, неплохо – недаром уже в старшей группе танцевального коллектива, у Сергея Ивановича Старовойтова, всерьез готовился к показу в ансамбле. Во всяком случае, Файзи Адгамович к нему подошел и рядом встал, вроде как меряясь с ним ростом – тоже ведь не великаном был, и объявил: «Вы приняты в ансамбль».
Много лет спустя Ривкат Мидихатович, уже сам будучи постановщиком-балетмейстером, не раз вспоминал, как Гаскаров встал тогда с ним рядом, будто без слов ободряя: дескать, не физический рост определяет становление профессионала, а рост творческий. При Гаскарове Ривкат Саттаров проработал в ансамбле чуть больше года (потом был призван в армию), и не сказать, чтобы руководитель коллектива оказывал ему какое-то особое внимание, но сама его личность, отношение к делу, увлеченность народными танцами, повышенный интерес к фольклору очень повлияли на молодого человека. Может быть, тогда он впервые понял, что танец, если он поставлен и исполнен с душой, оказывает воздействие на зрителя не меньшее, чем музыка или поэзия. И подлинным рыцарем этого вида искусства стал именно с тех пор, осознав его своим призванием.
А вообще-то танцевал с детских лет. Родился он в Пермской области, куда из Чишминского района Башкирии его родители завербовались на работу. Но как раз к его рождению они уже возвращались на родину, в деревню Ново-Абдулино, и самые ранние годы Ривкат провел на берегу Демы, которая в ту пору была прозрачно-чистой: воду ее можно было пить. Ривкат Мидихатович, переживая, что теперь люди загрязнили природные источники, любит похвалить Петра I, который указ издал: ближе, чем 500 метров от водоема, не пахать и не сеять. Деревня запомнилась красотой окружающей местности, звуками курая и гармошки во время праздников и первыми хромовыми сапожками, которые он получил в три годика. Мама ему напевала мелодию, подхлопывая в ладоши, и он топал ножками так быстро, что у него тряслись щеки.
В школу поступил уже в Уфе, в поселке Ново-Александровка, а когда учился в пятом классе, к ним пришли из Дома культуры «Новатор» и спросили, кто хочет ходить в танцевальный коллектив. Ривкат поднял руку, один из всего класса.
Впервые способности хореографа проявились у Саттарова, когда в старших классах он учился в вечерней школе, одновременно работая в стройуправлении № 7 треста № 21. Поступил он в кузницу молотобойцем. Труд не из легких, но семья жила небогато, и надо было зарабатывать деньги. Тогда смотрам художественной самодеятельности придавалось большое значение, каждый производственный коллектив хотел быть на высоте. Так что занятия в Доме культуры «Новатор» сыграли свою роль, и молотобоец Саттаров собрал из рабочих группу, с которой поставил танец строителей, включив в его шуточное содержание все то, что доводилось ежедневно наблюдать. Например, кроме бригадира и рядовых строителей ввел партию лентяя и прогульщика.
А еще тогда же молодой Ривкат Саттаров решал свои семейные проблемы, влюбившись в Надю Макарову. С тех пор они с Надеждой Владимировной вместе уже почти сорок один год, вырастили детей, дожили до внуков, старшему из которых, Булату, сейчас уже столько лет, сколько было деду, когда он женился.
Надя с новорожденной дочкой Анжеликой приехала к мужу, когда он служил в армии на Байконуре. Сначала поставили его лифтером, но не людей он поднимал, а ракеты из подземного лифта. Кого там только не перевидал, не говоря уж об известных людях, причастных к космосу, – и Жоржа Помпиду, и Людвига Свободу, и Леонида Брежнева, который приезжал на Байконур неоднократно. Правда, Леонида Ильича видел уже позже, когда танцевал в ансамбле песни и пляски Главного политуправления ракетных войск СССР. Тогда бывало так: ждут, к примеру, на космодром высокого гостя, значит, коллектив ансамбля с восьми утра находится в Доме офицеров на случай, если визитер вдруг захочет посмотреть концерт, и это дежурство продолжается до одиннадцати вечера.
Отбыв и срочную службу, и сверхсрочную, Саттаров приобрел немалый опыт, выполнял несколько трюков – и на одной руке плясал, и вертушки всякие делал. Вернувшись в Уфу в 1974 году, он показался тогдашнему художественному руководителю Башкирского государственного ансамбля народного танца Хизбулле Зубайдуллину, и тот принял его в коллектив. И хоть говорят, что дважды в одну реку не входят, он в нее снова вошел с пользой и для себя, и для ансамбля, где проявил лучшие качества танцовщика, в том числе высокую техничность. Солировал и выполнял трюки в кубанском казачьем танце, в «Северных амурах», в «Весеннем потоке», в «Гульназире», «Зарифе», «Гопаке», в русском танце. В «Трех братьях» выступал, исполняя партию старшего. Еще с тех времен Ривкат усвоил для себя непременное правило – учиться тем свое¬образным черточкам поведения, характера персонажей, которые невозможно придумать – их надо уметь увидеть. И он ходил в мечеть, наблюдал, как себя ведут старики, какая у них походка. Ильдус Хабиров поставил танец «Охота на орлов» – участие в нем опять потребовало узнавания определенных навыков.
И все-таки с каждым годом Ривката Саттарова все больше привлекала деятельность постановщика танцев. Через шесть лет работы в ансамбле он перешел балетмейстером-постановщиком во Дворец культуры синтезспирта, где создал танцевальный коллектив «Дуслык», а потом Ахат Фасхутдинов пригласил его в Башкирскую государственную филармонию главным балетмейстером. Это были очень плодотворные годы, он поставил немало танцев, многие солисты стали тогда лауреатами престижных конкурсов. В 1993 году на Всероссийском фестивале сольного народного танца в Самаре поставленный им для Фании и Рафаэля Амантаевых татарский танец был отмечен лауреатским дипломом, а Саттаров получил такой же диплом как балетмейстер-постановщик. Лауреатом он был и раньше, в 1990 году. На его почетных дипломах есть росписи Ольги Лепешинской, Махмуда Эсамбаева, Татьяны Устиновой – главного балетмейстера хора имени Пятницкого, Андрея Климова – главного балетмейстера ансамбля песни и пляски Гостелерадио.
В филармонии, выйдя на пенсию в ансамбле, танцевали при Саттарове Николай Ададуров, Николай Осипов, Наиль Хатмуллин с женой Риммой. Халиль и Римма Ишбердины, Зульфия Кудашева ездили на Всероссийский конкурс в Кишинев, вернулись лауреатами. Во всероссийском конкурсе побеждали Марат Асадуллин, Гузель Аллаярова (Мамина), Миннигали Ханов (увы, уже покойный), дочь Ривката Мидихатовича Анжелика, которая тоже одно время танцевала в ансамбле имени Файзи Гаскарова.
В последние годы заслуженный артист РБ и заслуженный работник культуры РФ Саттаров работает главным балетмейстером Нефтекамской государственной филармонии. Он создал ансамбль танца «Тангаур» (по названию древнего башкирского племени) и руководит им уже двенадцатый сезон. Восемь постоянных пар вместе с оркестром ездили на гастроли в Италию, в Эстонию, дважды побывали в Москве, радовали своим искусством зрителей Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Йошкар-Олы, Перми, Свердловска, Тюмени. В нынешнем году вместе с ансамблем имени Файзи Гаскарова были приглашены на сабантуй в Турцию. В репертуаре нефтекамских артистов сорок танцев, а если сосчитать все танцы, которые поставил Ривкат Мидихатович, включая те, что вошли в программу детского ансамбля «Виктория», то их наберется не меньше ста двадцати, причем половина – это танцы башкирские.
Пример непревзойденного Файзи Гаскарова для Ривката Саттарова сослужил самую добрую службу. Он тоже находит «натуру» в самых дальних уголках Башкортостана, слушая местных музыкантов с их народными мелодиями, останавливая внимание на особенностях исполнения тамошних плясунов. Такие номера, как «Кипчакские воительницы», танец степных башкир, танец янрусовских тептяр, фольклорный танец «Козье копытце», пользуются неизменным успехом, они оригинальны и несут на себе отпечаток какого-то определенного края нашей республики. Так, например, в Бурзянском районе Саттаров услышал песенку «Чижик», которую поют и по-русски, и по-башкирски, и придумал шуточный танец под таким же названием, в котором есть элементы и башкирского, и русского перепляса.
Не раз бывал Ривкат Мидихатович на юге Башкортостана, чтобы уловить здешний колорит, найти музыку для будущих танцев, понять, какие надо будет шить костюмы. Как и Гаскаров, он старается, чтобы танец рассказывал какую-то историю. Русская пляска «Субботея», марийские танцы, вокально-хореографическая композиция «Родник Фазыл», старинный трудовой танец дореволюционных татар или «Собагач», где девушки будто бы косят рожь, а ребята молотят зерна цепами, и в это время между ними завязываются любовные отношения, – во всех этих и других танцах есть картинки, подсмотренные постановщиком в жизни.
Файзи Гаскаров говорил, что танец – душа народа. Ривкат Саттаров добавляет к этому высказыванию свою формулу: танец – это движения души и тела, подчиненные музыке. Не имея специального хореографического образования, Ривкат Мидихатович не устает учиться и по учебникам, и перенимая опыт коллег, и внимательно наблюдая окружающих людей и их быт. Тем не менее своим детям он и его жена, окончившая институт легкой промышленности, сумели объяснить обязательность высшего образования. Сын Артур окончил Уфимский авиационный институт. Дочь Анжелика Рамазанова – режиссер по образованию, с дипломом института искусств, сейчас вместе с мужем и старшим сыном открыла агентство «Виноградная лоза» по проведению свадеб, юбилеев и других праздников. Младшая дочь Лиза учится в Москве, на факультете социальной работы университета сервиса и туризма. К детям и внукам вполне можно причислить и еще одно важное для Ривката Саттарова детище – его ансамбль «Тангаур».

29 10

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»