Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Актуально
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»
09.12.2009
Анна ЛИВИЧ

       

Как часто мы, взрослые, со вздохом сожаления и грусти произносим фразу: «Школьные годы чудесные…»? С течением времени забывается страх перед контрольными и экзаменами, забываются невыполненные домашние задания, «двойки», драки с одноклассниками и ссоры с учителями. Остается лишь память о беззаботном детстве… Лишь когда дети вчерашних детей переступают порог школы, мы, взрослые, снова возвращаемся в этот особенный мир, который когда-то незаметно для нас сформировал наше внутреннее «я».

Конечно, с течением времени меняются дети, меняется школа. Если раньше «быть как все», не выделяться считалось правильным, то сегодня на всех уровнях говорят о том, что школа должна учитывать личностные особенности учащихся, развивать их творческий потенциал, помогать позитивно разрешать конфликтные ситуации, что ученики не должны испытывать страх и беспокойство в период образовательного процесса. Но как это сделать на практике? Именно об этом шла речь на Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая безопасность образовательной среды». Организаторами конференции выступили психолог СОШ № 45 И. Ахметшина и кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Н. Моисеева, являющиеся руководителями совместной научно-образовательной лаборатории «Психологическая безопасность образовательной среды» БГПУ им. М. Акмуллы.

Родители редко задумываются, насколько комфортно их ребенку в школе. Они в меру своих возможностей обеспечивают материальные потребности своего чада, на бегу интересуются оценками, а вот просто поговорить, узнать, что его волнует, порою не хватает времени и сил. А ведь заботиться о психическом  благополучии и безопасности ребенка, поддерживать теплые отношения и эмоциональную близость с ним – это намного важнее, чем покупка для сына или дочери нового навороченного «мобильника».

Сегодня во всех школах работают социально-психологи¬ческие службы, которые должны создавать положительный психологический климат. Но порою учителям сложно «обновить» свой взгляд, сложно принять, что каждый – это личность, требующая к себе особого внимания. Вот и получается, что все мы говорим о том, что ничто в мире не стоит слезинки ребенка, а на практике наши дети остаются один на один со своими проблемами. А ведь ни для кого не секрет: если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками или учителями, он начинает плохо учиться, в результате формируется негативное отношение к учебе, а затем и развиваются девиантные формы поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому школьным психологам очень важно уметь воздействовать на те структуры психики, которые дадут импульс развитию ребенка в целом. В свою очередь, родители тоже должны содействовать развитию ребенка и продвижению его инициатив. Только при взаимодействии школы и родителей возможно получить положительные результаты.

Еще одна тема прошедшей конференции – это проблема психологической готовности ребенка к школе. Сегодня от будущих первоклассников требуется такой уровень всестороннего развития, который обеспечил бы активное выполнение необходимого круга обязанностей, связанных с новой социальной позицией ребенка. Первый класс школы – один из наиболее сущес¬твенных и критических периодов в жизни детей: меняется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Поэтому очень важно понять, насколько готов ребенок к школе. Именно от этого будет зависеть, как сложатся отношения ребенка с одноклассниками, как будут относиться к нему учителя. Родители должны постоянно создавать положительную мотивацию к обучению в школе, давать своему ребенку проявить свои лучшие качества, способности и таланты. Было бы замечательно организовать экскурсию в школу, чтобы ребенок мог поближе познакомиться со школьной жизнью.

Довольно любопытное исследование провел самый юный участник конференции восьмиклассник Владимир Андреев. Он подсчитал, что учебная нагрузка восьмиклассника составляет 38 часов в неделю в школе и еще минимум 12 часов в неделю приходится на выполнение домашних заданий. Итого – около 50 часов в неделю. Тогда как у большинства взрослых – 40-часовая рабочая неделя. У кого-то из ребят хватает сил на все занятия, а кто-то очень сильно устает. Исходя из этого, можно задаться вопросом: а нужна ли  шести¬дневная учебная неделя?

На конференции много говорилось о личных правах в детском возрасте. Был сделан вывод, что в школах должно быть организовано правовое воспитание, потому что это направление способствует развитию интеллекта школьников. Дети должны знать, что они вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, если считают, что кто-то унижает их честь и достоинство.

Не остались в стороне и вопросы, связанные с психологическими особенностями подготовки учителей. Студенты из Турции, обучающиеся на 3 курсе психологического факультета БГПУ, говорили о том, что именно психологическое состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, психологическая совместимость – основание психологической безопасности образовательной среды. Их основную мысль подтвердила и доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Р. Фатыхова: «В будущем учителя по своим целевым ориентациям и способам работы станут во многом непохожи на современных. Основное их отличие будет заключаться в ориентации не на трансплантацию знаний, а на развитие учащихся, где психологической безопасности образовательной среды будет уделяться все больше внимания».

Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Прошедшая конференция показала, что нынешних педагогов волнует психологическая безопасность образовательной среды, что они готовы искать решения возникающих проблем.


18 21

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»