Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Ученье - свет
ПРОБЛЕМЫ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
16.12.2009
Ахмет СУЛЕЙМАНОВ

       
XXI век башкирские фольклористы встретили со значительными достижениями. В последнее время внимание многих исследователей фольклора привлекает народная несказочная проза. Есть заделы по исследованию и других жанров башкирского фольклора, а также фольклора ряда народов РБ. Студенты-филологи башкирских отделений вузов РБ имеют ныне возможность пользоваться двумя альтернативными учебниками по башкирскому устно-поэтическому творчеству – К. Мэргэна (1981) и С. Галина (2004).
Сделано в области фольклористики много, но предстоит сделать еще больше – с учетом современных реалий и требований общества.
Фольклор – это не только памятник духовной культуры этноса, это и хранилище его языка, истории, его философии, педагогики, его души, менталитета. Это – духовное завещание наших предков, память о них. Это – и политика, наконец. Вот почему ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ и другие международные организации начали активно интересоваться фольклором. В ряде стран СНГ, а также в субъектах РФ созданы ассоциации при президентах или другие институты по изучению и сохранению редких жанров народного творчества, в первую очередь эпоса. В Москве, Санкт-Петербурге и в ряде других городов при вузах, региональных министерствах культуры создаются центры, лаборатории фольклора; во всех регионах РФ систематически проводятся фестивали, конкурсы, праздники народного творчества. Все эти проекты призваны служить делу сохранения фольклорных памятников.
Накопленный отечественной и мировой фольклористикой опыт был учтен и при разработке отделом фольклора и искусства ИИЯЛ УНЦ РАН «Программы по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан». Это уникальный, не имеющий аналогов проект. В нем предусмотрено издание в виде научных сводов лучших образцов фольклора не только башкир, но и других этнических групп, нашедших в Башкортостане вторую родину.
Уникальность «Программы» заключается еще и в том, что в ней предусмотрена подготовка специалистов по устному и музыкальному фольклору всех крупных этнических групп, постоянно проживающих в Башкортостане, создание по этим национальным фольклорам учебных пособий для студентов национальных отделений вузов и ссузов РБ. Планируется подготовка и издание монографий, а также 12-томного свода «Памятники башкирской музыкальной культуры», свода из трех томов «Музыкально-поэтическое наследие башкирского народа», четырехтомника «Башкирское музыкальное искусство», шеститомного свода «Башкирское устно-поэтическое творчество» на башкирском, русском и английском языках. Помимо перечисленных мероприятий в «Программе» предусмотрено формирование республиканского фонда фольклорных материалов, проведение республиканских слетов юных этнографов и фольклористов, учреждение республиканского бюллетеня «Народное творчество Башкортостана», проведение научных и научно-практических конференций, осуществление стажировки молодых исследователей-фольклористов в ведущих научных учреждениях, комплектование соответствующих кафедр вузов и их филиалов специалистами-фольклористами.
Актуальность проблем, стоящих перед фольклористикой Башкортостана вообще, башкирской в частности, ни в коей мере не исчерпывается задачами вышеупомянутой «Программы». Речь идет фактически о судьбе фольклора. Одни из аспектов этой большой проблемы – изучение поэтики башкирского фольклора, проблемы национальной мифологии, лингвофольклористики, историзма фольклора, взаимодействия разных национальных фольклорных традиций между собой, сравнительное изучение башкирского фольклора и устно-поэтического творчества тюрко-монгольских и финно-угорских народов. Своих исследователей ждут взаимосвязи фольклора и литературы, эстетика жанров башкирского фольклора, взаимосвязь устного фольклора с другими видами народного творчества, в том числе с художественной самодеятельностью; специфика национального народного юмора, фольклора социальных групп. Остро нуждается в глубоком и всестороннем исследовании проблема специфики фольклорных родов, видов, жанров и их разновидностей и межжанровых отношений.
Мы хорошо усвоили слова М. Горького о том, что фольклор представляет собой «неписаную историю народа», что он является началом искусства слова, – но обычно только в прямом смысле и однобоко. В исследованиях фольклорный материал старательно подгонялся под определенные постулаты общественного развития, под конкретные исторические факты и этнографические особенности национального быта. Многие исследователи в центре и на местах привыкли видеть в фольклоре тень литературы, историко-литературного процесса, в результате чего специфику первого стали приписывать последней, и наоборот. В чем же это выражалось?
Во-первых, в методологии фольклористических исследований. В фольклоре, как и в литературе, находили принципы партийности, классовости, народности. Во-вторых, фольклор пытались загнать в рамки привычных для литературы творческих методов классицизма, романтизма, критического реализма, социалистического реализма. В-третьих, при классификации фольклора старались выделить те же роды, виды, жанры и их разновидности, как и в литературе. Принцип литературоведческого подхода нашел свое отражение и при периодизации фольклора: фольклор доклассового общества, фольклор периода феодализма, фольклор советского периода… Если следовать этому принципу, теперь мы должны были бы добавить и «фольклор постсоветского периода» или «антиолигархический фольклор», «антикризисный фольклор». С другой стороны, утверждение М. Горького о том, что фольклор – начало искусства слова, в методологическом плане охватывает лишь одну сторону его назначения, оставляя за полем зрения проблемы его синкретичности и полифункциональности. А это дало возможность некоторым литературоведам утверждать, что сам фольклор не является искусством слова, либо рассматривать его лишь как давно пройденный этап искусства слова, как «подсобное хозяйство» литературы.
В отличие от литературных произведений, тексты фольклорных произведений нестабильны; они постоянно подвергаются изменениям. Эти изменения обусловливаются, конечно, изменениями в обществе, в быту, в мировоззрении народа. Поэтому когда возникает необходимость в периодизации фольклора, то обязательно должны учитываться те изменения, которым с течением времени подвергаются фольклорные произведения, возникшие раньше рассматриваемого исторического периода, ибо подобные изменения иногда приводят к качественному обновлению не только самого конкретного произведения, но и жанров, жанрового состава фольклора вообще.
До сих пор некоторые башкирские фольклористы не могут освободиться от унифицированного подхода к фольклорным явлениям. Исследуя тот или иной жанр или виды фольклора, например обрядовый фольклор, для иллюстрации, аргументирования своих наблюдений, гипотез и выводов привлекают примеры без системы, не учитывая этническую историю носителей фольклора того или иного региона исторического Башкортостана. А ведь башкирский народ складывался из различных родов, племен, среди которых были в этническом плане и неродственные компоненты. Каждый из них имел свою этническую историю. Например, этнические корни таких башкирских племен, как Бурзян, Мин, Ай, имеют непосредственное отношение к Средней Азии, Ирану. Поэтому можно найти общие моменты в фольклоре этих племен и фольклоре народов этих регионов. Выяснение этих вопросов дало бы возможность более объективно судить о том, под влиянием каких обстоятельств возникло, подвергалось изменениям, насколько оригинально и самобытно исследуемое фольклорное явление, бытующее в настоящее время в данной этнической среде.
По всей священной книге мусульман, Корану, разбросаны сведения об обрядах и обычаях, сюжеты и мотивы о пророках, исторических лицах, многие из которых переняты народами, исповедующими ислам, в том числе и башкирами. Сюжеты и мотивы перешли в национальный репертуар повествовательного фольклора, а обряды, запреты – в область обычного права и обрядового фольклора. Помимо этого кораническое учение стало распространяться и в виде мунажатов, что нашло свое отражение во всех жанрах национального фольклора. Башкирским фольклористам еще только предстоит заняться этой проблемой.
Еще А. Диваев, крупный исследователь этнографии и фольклора народов Казахстана и Средней Азии, указывал на необходимость изучения родоплеменного состава, особенностей языка, верований, поверий, местных правовых отношений, материального быта, жилища, одежды и украшений, пищи, занятий, промыслов населения обследуемого региона. Все это применимо и в работе фольклористов.
В целом из всего вышеизложенного, думается, становится ясно, насколько много еще нерешенных вопросов, актуальных проблем остается в башкирской фольклористике. Цель же данных записей – обратить внимание исследователей лишь на наиболее важные, первостепенные проблемы фольклористики на стыке двух веков. Надеемся, что коллеги по цеху сделают свои объективные замечания и предложения, исходя из своего видения проблемы.

26 14

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»