Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Персона
Александр Шисман: "Жаль бросать таланты на полпути"
23.12.2009
Нина ТУРИЦИНА

Александр Шисман: "Жаль бросать таланты на полпути"        
Александр Шисман – последний из плеяды блестящих музыкантов, стоявших у истоков Уфимского института искусств. 40 лет назад Загир Исмагилов пригласил его в Уфу преподавать в новом, только что созданном им вузе. Прежде в Уфе существовал учебно-консультационный пункт Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных, но Загир Гарипович мечтал создать музыкальный вуз, который сделал бы столицу республики консерваторским городом. И конечно, очень хотел, чтобы преподавали в нем музыканты не хуже столичных. С этой целью Исмагилов ездил в Москву, где предложил лучшим выпускникам института имени Гнесиных работу в новом музыкальном вузе, соблазнив их возможностью большой педагогической практики, а главное – перспективой творческого роста.
В столице он встретился с участниками студенческого квартета – скрипачом Сергеем Саркисьянцем, альтистом Яковом Папяном, виолончелистом Алексеем Калачевым и скрипачом Александром Шисманом, уровень которых композитора заинтересовал. Шисман в пору создания квартета был еще студентом IV курса, а когда он год спустя получил диплом, от Исмагилова поступило личное приглашение на работу с обязательством предоставить двухкомнатную квартиру в новом доме в центре города. Ректор свое слово сдержал. Так 23-летний выпускник Гнесинского института стал преподавателем Уфимского института искусств.
– Порой студенты были старше меня, – говорит Александр Абрамович. – Даже с учащимися Уфимского училища искусств, куда меня тоже пригласили преподавать, разница в возрасте была не более 4–5 лет.
Но уважение студентов он заслужил быстро. Александр Абрамович был сама доброжелательность. Он никогда не позволял даже намека на чью-либо малую одаренность, на недостаточно тонкий слух, – кстати, будучи обладателем абсолютного слуха, он не считает его главным в карьере музыканта.
Однако при всей его доброжелательности к нему нельзя было явиться, не выучив урока. В нем чувствовалась подлинная одержимость музыкой, не позволявшая и ученикам проявлять небрежность и нерадивость.
С первых дней бывшие сокурсники, а теперь – ведущие преподаватели кафедры струнных инструментов, возобновили репетиции своего квартета. Почти десять лет выступали Саркисьянц, Калачев, Папян и Шисман на сцене института искусств, в филармонии, на пленумах Союза композиторов БАССР и РСФСР, в Москве и Ленинграде… В родном вузе давали концерты бесплатно, в филармонии – за небольшую плату, но о деньгах не думали: главное – у них была возможность вместе играть, творчески развиваться. И это было важно не только для них самих: наших башкирских композиторов наличие такого коллектива подвигло на создание новых струнных квартетов, которые они могли тут же услышать в живом исполнении.
– Мы жили музыкой, – говорит Шисман. – А в Большом – ныне Шаляпинском – зале института всегда бывали аншлаги. Когда из Москвы приезжал Валерий Самолетов – всегда играл в ансамбле с ним. У нашего института появилась известность, а потом и всесоюзная слава! К нам приезжали поступать абитуриенты из Одессы, Киева, Москвы… Конкурс был огромный.

*  *  *

Самому Шисману в свое время тоже пришлось рано уехать из родительского дома – в 14 лет, окончив семилетку и музыкальную школу, Шисман, уроженец Дальнего Востока, поступил в Хабаровское музыкальное училище. В его семье музыкантов прежде не было, хотя отец обладал хорошим слухом. После первого курса тетя, сестра матери, забрала племянника к себе в Волгоград. Очень хотела, чтобы с Дальнего Востока переехала и вся семья, но не получилось.
В Волгоградском училище Александр занимался в классе Э. Завилянской. На четвертом курсе в зимние каникулы Эмма Яковлевна повезла своего лучшего ученика сначала в Киев, где училась сама, а затем и в Москву.
– В Москве я играл ученику Ямпольского – Манилову. Прогноз был очень хороший, – вспоминает Александр Абрамович.
А на выпускном экзамене председатель государственной комиссии из Горьковской консерватории предложил приехать к ним в Горький и гарантировал поступление, но Шисман решил брать выше – только столичный вуз!
Итак, в 17 лет (до 18 было еще целых три месяца: день рождения у него в сентябре) юный музыкант приехал в Москву с исключительно сложной программой: концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса (его играют, оканчивая консерваторию) и пьеса Мануэля де Фалья. Однако выяснилось, что концерт Сибелиуса играют еще четыре абитуриента Гнесинского института! Словом, конкурс был большой, соперники очень сильные.
На первом экзамене, по специальности, Шисман получил «отлично», и это, в сущности, было гарантией поступления: на коллоквиуме педагоги, наметившие взять в свой класс талантливого скрипача, старались не задавать трудных вопросов. Таких педагогов было сразу двое: завкафедрой Михаил Фихтенгольц, в свое время в 15 летнем возрасте получивший II премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (уступил лишь 27-летнему Д. Ойстраху), и Альберт Марков, лауреат конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе и конкурса им. Чайковского в Москве (ныне он работает в Манхеттенской школе, в Нью-Йорке).
В итоге педагогом Шисмана по специальности стал Марков. Учеников у него было мало – всего двое, ведь он почти все время бывал на гастролях. А в класс он и вовсе собирался взять только одного студента, и выбор его пал на Шисмана.
– Человек он был удивительно доброжелательный. При разборе всегда умел найти хорошие стороны, – вспоминает своего учителя Шисман. – Он никогда не ругал, даже не повышал голос, но если после его указаний – не замечаний! – ничего не менялось, он ждал еще один урок. После столь же малопродуктивного второго занятия спокойно говорил: «Прошу вас зайти на кафедру. Там вам укажут нового педагога». Так что я ощущал трепет на каждом уроке.
Педагогом по квартетному классу у Шисмана был Исаак Жук, с 1930 года – концертмейстер оркестра Большого театра, с 1952-го – Государственного симфонического оркестра. Он был заслуженным артистом РСФСР, а такие звания в ту пору давали очень редко и только тем, кто действительно имел заслуги перед всей республикой.
Вторым педагогом по квартетному классу стал Вадим Борисовский, основатель альтовой школы в Москве, а стало быть, и в СССР, один из создателей квартета имени Бетховена, в котором Борисовский играл 40 лет.
– Жук был немногословен, умел одним выразительным кивком головы, жестом дать понять, как нужно сыграть. Приглашал к себе домой на Беговую, 15, – это дом Большого театра. На стене у него висел смычок – подарок любимца публики, австрийского виртуоза-скрипача Фрица Крейслера, фотографии других знаменитостей с автографами…
Шисману повезло с наставниками. К. Розеншильд вел историю музыки. Человек энциклопедических знаний, полиглот, знавший 20 языков, он самые сложные темы умел преподнести как захватывающий роман, хотя внешне был абсолютно бесстрастен, да и говорил монотонно, но, как хороший психолог, мог приковать внимание слушателей неожиданным замечанием.
А Левик, по чьим учебникам учились все музыканты! О нем – только один характерный эпизод, рассказанный Шисманом.
Экзамен. Студентка положила на стол учебник и просматривает его. Борис Вениаминович, маленький, щупленький, подходит к ней и, краснея, спрашивает:
– Позвольте, вы списываете с учебника?
– Но ведь это ваш учебник! Я решила освежить знания.
Студентка не смутилась. А Левик смущен ее наглостью!
Когда Булгаков писал, что люди совсем не изменились, – он не прав. Мир меняется, потому что меняются люди. С уходом таких, как Левик, изменился мир…

*  *  *

…О своих учениках Шисман говорит не менее уважительно. В его речи постоянно звучит: «талантливый», «талантливая».
Это верно: у талантливых педагогов должны быть талантливые ученики. Точнее, талантливые ученики должны учиться у талантливых педагогов.
Первый же выпуск ознаменовался достижениями Шисмана-преподавателя: его ученик Слава Гольдфельд стал знаменитым скрипачом. Долгие годы он был участником фортепианного трио в Челябинске, гастролировавшего с большим успехом в России, Украине, Белоруссии, Прибалтике, ставшего лауреатом филармонических конкурсов. Сейчас он живет в Германии, в Любеке, преподает в музыкальном колледже. В его международном классе – ученики от 5 до 18 лет, больше сотни стали лауреатами всегерманских конкурсов. Он регулярно звонит своему любимому учителю, много раз приглашал его и в гости, и на работу.
– Мои ученики, а их уже 150, – говорит Александр Абрамович, – играют в симфонических оркестрах, в оперных театрах, в различных камерных ансамблях – квартетах, квинтетах, трио, занимаются педагогической работой. География – обширна: Россия, Украина, Узбекистан, Прибалтика… Многие за рубежом. У нас в Уфе это Ирина Сидоренко, заслуженная артистка РБ, концертмейстер оркестра Театра оперы и балета, Айсылу Муратова, концертмейстер альтов Национального симфонического оркестра, Татьяна Кривоногова, концертмейстер скрипачей. Преподают в Уфимской Академии искусств бывшие ученики Денис Гранов и Анна Козловская.
На VII конкурсе имени Наримана Сабитова стала лауреатом ученица Шисмана Айсылу Сайфуллина. До этого лауреатами республиканских конкурсов становились Михаил Земцов, Фирюза Валиуллина, Александр Маломожнов, Лиля Нигаметзянова. Руслан Ишмаев победил на конкурсе в Киеве. Нынешний главный дирижер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Сулейманов – тоже воспитанник Шисмана. Александр Анисимов, победивший в свое время на многих конкурсах, теперь преподает в Оренбургском институте искусств. Он уезжал заграницу, поработал в Нью-Йорке, в школе на Лонг-Айленде – но вернулся в Россию.

*  *  *

Участники студенческого, а затем институтского квартета, в котором играл Шисман, разъехались по миру. Алексей Калачев, организатор и художественный руководитель камерного оркестра «Башкирия», коллектива европейского уровня, теперь живет и работает в Финляндии. Сергей Саркисьянц – там же. Яков Папян уехал к себе на родину и был принят в Государственный квартет имени Комитаса – лучший в Армении и один из лучших в мире.
А Шисман… Шисман остался в Уфе. Уже 40 лет он преподает в родном вузе, а с конца 90-х – и в ассистентуре, где совершенствуются лучшие выпускники Академии.
В 1996-м он, единственный на кафедре, стал профессором. Причем звание было присвоено honoris causa, то есть «за заслуги», без защиты диссертации.
– Мое дело – исполнять музыку и учить музыке, а не писать. Хотя, конечно, приходилось писать различные методические разработки, а, работая в ССМШ, придумал и свои упражнения. Лучшие результаты – с теми, кого вел с младших классов музыкальной школы, потому что легче учить, чем переучивать. Да и самому ученику легче.
«Всякое новаторство, не подкрепленное школой, обречено» – это слова Артюра Онеггера.
В скрипичном исполнительстве мастерство передается только от учителя к ученику – а не по учебникам, не по видео, не на потоке. Последнее уже практикуется за рубежом, нивелируя молодых музыкантов. Знаменитые профессора дают крошечные уроки продолжительностью 25–30 минут.
А Шисман и со старшекурсниками Академии работает буквально над каждой фразой, над каждым музыкальным штрихом.
– Заметил одну закономерность, – говорит Александр Абрамович. – Чем талантливее был ученик, тем больше он старается и потом, после окончания института, общаться со мной. Постоянно звонит, например, Слава Гольдфельд из Германии, приглашает к себе, гарантируя хорошие условия для жизни и работы.
А Шисман не едет. Он вообще ни разу не был заграницей – даже просто так.
Интеллигентнейший человек – категория, увы, стремительно исчезающая в современном мире, он чужд всякой позы, рисовки, дутого величия.
По этому поводу он сказал всего одну фразу:
– Жаль было бы бросать талантливых детей на полпути.
За этими простыми словами – цель и смысл всей жизни Александра Шисмана.

34 14

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»