Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

К 65-летию Победы
Это было в начале войны
23.12.2009
Анатолий ЗАХАРОВ

       
На журналистских дорогах длиною более полувека я встречался со многими неординарными, интересными людьми. Разных по возрасту, занятиям, характеру, их объединяла душевная щедрость, подлинная человеческая красота. Такие встречи остаются в памяти на всю жизнь…
Тридцать лет назад довелось мне отдыхать в ялтинском санатории «Россия». В один из дней в обеденное время в зал столовой в сопровождении медицинской сестры вошел, а затем занял свободное место за нашим небольшим столиком пожилой человек. Военная выправка, красивое лицо, виски припорошены снежной белизной. На лацкане пиджака модно сшитого костюма в несколько рядов наградные планки, поверх которых – Золотая Звезда Героя.
– Мазитов Гали Ахметович, прошу любить и жаловать, – представился ветеран с улыбкой и какой-то душевной простотой, чем вызвал у всех искреннюю симпатию и неподдельное расположение к себе.
В последующие дни пребывания в санатории (оказалось, что наши комнаты расположены по соседству) мне часто пришлось общаться с Гали Ахметовичем. Из первой же беседы выяснилось, что он уроженец Башкортостана, родился в селе Новошахово Ермекеевского района.
– Наше село, – рассказывал Гали Ахметович, – интернациональное. Мы жили одной семьей – башкиры, татары, русские, нас объединяла соседская дружба по огню и общие крестьянские заботы. Рано оставшись без отца, был я первым помощником матери в домашнем хозяйстве, работал в колхозе, окончил сельскую школу.
В 1933 году меня призвали на военную службу, а через три года после окончания Казанского пехотного училища стал командиром Красной Армии, о чем мечтал с детства, как и все мальчишки того времени. Служба шла нормально, как и положено по воинскому уставу, но с «царицей полей» пришлось неожиданно расстаться. На комплектование быстро растущих Военно-воздушных сил РККА потребовались дополнительные кадры, и на правительственном уровне было принято решение призвать в авиацию наиболее опытных общевойсковых командиров. Среди таковых оказался и я.
Вскоре я стал курсантом Оренбургского авиационного училища, по окончании которого получил новую военную профессию – штурмана боевого самолета, и на всю жизнь связал свою судьбу с авиацией. После окончания училища был направлен в авиацию дальнего действия, которая переживала период формирования как новое отдельное подразделение ВВС.
К началу Великой Отечественной войны было создано всего несколько таких авиационных частей. Но и в трудный первый год войны летчики дальней бомбардировочной вписали немало славных страниц в свою героическую летопись. Одна из них – бомбардировка фашистского логова, Берлина. Об этом знают немногие, стараются не вспоминать в своих «трудах» и большинство историков-конъюнктурщиков. В одну из наших встреч Гали Ахметович рассказал об известных ему подробностях подвига, совершенного его товарищами по оружию:
– Помнится, это событие по своей сенсации приравнивали к параду на Красной площади 7 ноября 1941 года, потому что оно также потрясло весь мир.
…Ровно через месяц после начала войны, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года, более 200 фашистских самолетов поднялись с аэродромов, взяв курс на Москву. На пути врага встали защитники столицы – летчики-истребители, зенитчики-артиллеристы и другие воины частей противовоздушной обороны. В жестокой схватке они отразили массированный налет, уничтожив более 20 самолетов врага.
Танковые армады Гудериана неудержимо рвались к Москве. Воздушные тревоги стали объявляться почти каждую ночь. Гитлеровская пропаганда трубила, что до падения Москвы остались считаные дни. В это тревожное время командование Военно-морского флота, в частности нарком ВМФ Николай Кузнецов, выступило с дерзким и смелым предложением – нанести бомбовые удары по Берлину. Почему инициатива исходила от командования флотом? Дело в том, что все аэродромы, с которых можно было бы достигнуть столицы Германии, оказались занятыми немцами. В руках советских войск оставался лишь один аэродром на эстонском острове Сааремаа в Балтийском море. Отсюда и решено было дать старт бомбардировщикам.
После скрупулезной, выверенной до мелочей подготовки в ночь на 8 августа 1941 года пятнадцать машин взяли курс на Берлин. Расстояние до цели и обратно составляло 1800 километров. Все было рассчитано по минутам.
Летчики, следя за показаниями приборов, строго выдерживали заданный режим полета. Особенно много работы было у нашего брата – штурманов. Они напряженно всматривались в очертания ориентиров на земле, снова измеряли по ним угол, определяли силу и направление ветра.
Через два часа на горизонте появились яркие огни большого города. Берлин не был даже затемнен. Геринг клятвенно заверял немцев, что на столицу рейха не упадет ни одна бомба.
«Ночь над Берлином была лунная, – вспоминал в своей книге “Над тремя морями” штурман Петр Хохлов. – Город хорошо просматривался сверху. Я вывел флагманский корабль на боевой курс, и серия мощных фугасных бомб устремилась к земле.
В городе вспыхнули пожары. Берлин сразу же погрузился во тьму. В небе заиграли лучи прожекторов, появились трассы от зенитных снарядов. Но наши самолеты уже ложились на обратный курс…»
Через несколько часов Кузнецов доложил Сталину, что первая бомбардировка вражеской столицы завершилась успешно, экипажи в полном составе вернулись на свою базу. Верховный Главнокомандующий тут же распорядился представить всех участников операции к наградам, а наиболее отличившихся – к званию Героя Советского Союза. Золотых Звезд удостоились легендарный летчик Балтийского флота, командир группы полковник Евгений Преображенский, командиры кораблей Андрей Ефремов, Василий Гречишников, штурман Петр Хохлов. Они стали одними из первых Героев Советского Союза Великой Отечественной войны.
Для фашистов удар по Берлину был полной неожиданностью. Немецкие газеты сообщили, что Берлин бомбила… английская авиация, имеются жертвы и разрушения. Военное руководство Великобритании официально опровергло эту информацию. А пока на Западе судили да рядили, что к чему, по Берлину был нанесен еще один удар, затем еще. По всему свету разнеслась удивительная новость: русские бомбят столицу гитлеровской Германии.
Да, так было! Фашистские полчища стояли у стен Москвы, офицеры и генералы вермахта готовили новые мундиры для победных банкетов, их пропаганда утверждала, что русская авиация полностью уничтожена, – и вдруг эта самая «уничтоженная» авиация сбрасывает тяжелые бомбы на Берлин!
Налеты советской авиации продолжались в течение месяца, до того дня, когда нашим войскам пришлось оставить Таллин и базу на острове Сааремаа.
Гали Ахметовичу не пришлось участвовать в полетах, о которых он мне подробно рассказывал. Его самолет прибыл на аэродром острова Сааремаа буквально за несколько часов до ухода советских войск из Таллина. Вообще он старался меньше рассказывать о себе, больше говорил о товарищах, с кем прошел огненные годы войны.
Мазитов в действующей армии был с первого дня Великой Отечественной войны. Штурман самолета, звена, эскадрильи, полка, старший штурман дивизии – таков его ратный путь. В составе полка авиации дальнего действия он совершил более 200 боевых вылетов в ночное время на бомбардировку морских портов и военных объектов Штеттина, Данцига, нефтеперегонных заводов Бухареста, Плоешти, Хельсинки, Турку и других городов.
Навсегда запомнился штурм Кенигсберга – вражеской крепости, которую гитлеровцы считали неприступной. 6 апреля 1945 года, в первый же день операции по овладению Кенигсбергом, перед соединениями авиации дальнего действия была поставлена задача: наращивать бомбовые удары не ночью, а в дневные часы в целях ускорения продвижения наземных войск. Такая задача тяжелым бомбардировщикам ставилась впервые. Это стало возможным, потому что хозяевами неба стали ангелы-хранители бомбовозов – летчики-истребители. Сокрушающие удары всех родов войск при активном участии авиации дальнего действия заставили гарнизон крепости и города сложить оружие на третий день штурма.
В апреле 1945 года битвой за Берлин завершился боевой путь Гали Ахметовича Мазитова. За проявленный героизм, мужество и отвагу в годы Великой Отечественной войны он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Награжден также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. В послевоенное время гвардии подполковник в отставке Мазитов жил в Крыму – туда заставила переехать болезнь. Скончался Гали Ахметович в 1993 году. Сегодня земляки Героя, ермекеевцы, бережно хранят о нем светлую память. А недавно в селе Новошахово состоялось открытие мемориала в память земляков: Героя Советского Союза Г. Мазитова и воинов из сел Новотураево и Новошахово, Талды-Булак, Тарасовка и Кара-Куль.
Защитники Отечества не умирают.
Они уходят в бессмертие.

29 11

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»