Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Это интересно
Сказочные успехи неакадемической библиотеки
23.12.2009
Галина ФАДЕЕВА

Сказочные успехи неакадемической библиотеки        
Пятый республиканский конкурс «Лучшая библиотека Республики Башкортостан 2009 года» завершился торжественной церемонией награждения в Национальном музее РБ. Лучшим в номинации «Библиотека – центр открытого и неформального обучения» признан проект «Архитектура души», подготовленный библиотекой № 29 Центральной системы массовых библиотек Уфы.
Современная библиотека давно уже не просто «изба-читальня» – это скорее клуб, где можно не только найти нужную литературу, но и поучаствовать в тематических мероприятиях, посмотреть выставки картин, пройти курсы рукодельниц, психолога, наконец, просто встретить единомышленников. Библиотека № 29 соответствует самым высоким требованиям самой амбициозной личности. Помимо вышеперечисленных услуг вниманию посетителей представлены живые цветы, в том числе большая коллекция цветущих фиалок, и аквариум с «волшебными» рыбками, исполняющими желания. Гостеприимной хозяйкой, вдохновителем и организатором этого уютного многопрофильного заведения является Галина Якина. Если бы библиотекам, также как театрам, присваивали звание академических, то одним из первых претендентов на это высокое звание стала бы «двадцать девятая».

Немного истории

Библиотека существует с 1953 года, и уже не одно десятилетие трудятся здесь заслуженный работник культуры РБ Вера Васильева и Ирина Хакимова. Все трое библиотекарей имеют высшее образование: Васильева – учитель русского языка и литературы, окончила филфак Башкирского государственного педагогического института; Хакимова – выпускница Казанского института культуры по специальности «Библиотечное дело»; заведующая Галина Якина окончила Уфимский библиотечный техникум, потом выучилась на психолога и продолжила совершенствоваться в Санкт-Петербурге при Центре практической психологии. Четвертым «сотрудником», своего рода «младшим библиотекарем», был кот Будулай, но, как писали в недавнем прошлом, старость и болезни вырвали верного четвероногого друга из боевых рядов.
Несмотря на фразы вроде «времена нынче не те», проблемы подрастающего поколения, взаимоотношения отцов и детей ныне примерно такие же, что и во времена наших бабушек. Правда, в наши дни конфликты эти усугубляются социальными катаклизмами, косвенной рекламой пагубных привычек и разврата, так называемой «демократизацией» законов, дающей возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает. И конечно, наиболее восприимчивы и уязвимы детские души. Родители не всегда имеют возможность влиять на мысли и духовное развитие своего ребенка: большая часть времени у взрослых уходит на работу, а подростки, не приученные к дисциплине и свободные от обязанностей, еще не способны критически осмысливать происходящее, правильно выбирать друзей, занятия, жизненный путь.
Вся эта нестабильность резко увеличивает нагрузку на психику. А наш менталитет испокон веков не позволяет «выносить мусор из избы»: иными словами, обращаться к психологу, тем более к психиатру, не принято. Вот и получается, что за последние годы наша страна стала лидером по числу самоубийств, – печальное лидерство…
В библиотеке № 29 работает Центр «Архитектура души», где проводятся беседы, лекции, тестирования, ролевые игры, направленные на познание себя как личности, на поиск своего места в семье, в коллективе. Сочетание сопредельных областей знаний сотрудников – в библиотечном деле, педагогике и психологии – обеспечивает творческий подход в работе с детьми и молодежью. План занятий разрабатывается на весь учебный год, учитывая возможности каждого библиотекаря, его кругозор, интересы и личностные качества: в частности, существует цикл мероприятий, направленный на информационно-психологическую защиту личности. На протяжении ряда лет занятия проводятся со старшеклассниками близлежащих школ и студентами механико-технологического колледжа.
Конечно, Центр «Архитектура души» ни в коем случае не дублирует работу психологов в сфере образования. Более того, психолог-библиотекарь предлагает несколько иной подход к решению психологических проблем у подрастающего поколения, говоря просто о достаточно сложных проблемах, таких как формирование Я-концепции, самоактуальности личности.
На тренинговых занятиях в библиотеке в окружении обычных сверстников – одиноких и не очень, уверенных и сомневающихся в себе девушек и юношей – молодой человек может получить практическую помощь. С другой стороны, имеется возможность работать непосредственно по запросу группы читателей, а отсутствие жестких директив «сверху» позволяет прислушиваться и выполнять пожелания той или иной группы подростков, молодежи. В библиотеке имеются все условия для того, чтобы подстраиваться под участников тренинга, и, как правило, результатом становится высокая эффективность занятий. По традиции завершаются психологические уроки рекомендацией литературы: популярной научной, тестов и даже литературы художественной, которая может пригодиться в каждой конкретной ситуации.
– Поле деятельности библиотекаря-психолога безгранично и почти не вспахано, – говорит Галина Якина. – Давно и плодотворно мы ведем исследования в библиотерапевтическом направлении. Нашим центром наработан обширный опыт, и мы готовы поделиться с ним, организовывая мастер-классы не только внутри системы массовых библиотек Уфы, но и с коллегами, которым интересно инновационное направление библиотечной деятельности…
О нем, собственно, и речь.

Сказкотерапия

«Нет в мире существа, которого не коснулся бы хоть самый крошечный луч любви. И также нет человека, в чьей жизни нельзя было бы найти сказку» – это слова петербургского врача-психиатра, руководителя первого в России хосписа Андрея Гнездилова. Параллельно Андрей Владимирович ведет занятия в Центре практической психологии. Кстати, сказкотерапия применяется в работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми людьми.
У каждого в жизни были или существуют и сейчас любимая игрушка, предмет (плюшевый медвежонок, собачка, кукла, чашка, брелок), с которым связаны светлые воспоминания. Для кого-то такая вещь становится талисманом, амулетом, оберегом; кому-то просто комфортно, если в поле его зрения находится милый сердцу пейзаж известного художника или статуэтка грациозной балерины. С годами связь между хозяином и любимым предметом может стать настолько сильной, что человек, не видя его несколько дней, начинает испытывать раздражение, дискомфорт. Людям свойственны эмоции – одним, чтобы включиться в рабочий ритм, необходима встряска в виде гимнастических упражнений, другим нужно время для «настройки», третьи выкуривают традиционную сигарету, четвертые просматривают прессу или психологически настраивают себя, совершая «ритуальные» манипуляции с вещами – ручкой, блокнотом, флакончиком духов. Чаще всего эти действия человек совершает автоматически, «по привычке», и лишь немногие осознанно повторяют «ритуал», кодируя себя на определенные чувства, действия, на реализацию конкретных планов.
На тренингах в библиотеке № 29 в игровой форме решают волнующие молодежь вопросы, обсуждают спорные жизненные ситуации… на примере сказок. Так, прочитав сказку «Колобок», мыслящий читатель сделает как минимум два десятка выводов: «В опасной ситуации стремитесь действовать», «Откажитесь от стереотипов: одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни», «Если хочешь чего-то добиться – не медли, действуй решительно», «Хитростью можно многого добиться»… И так далее.
Получается, что проблемы, которые решают герои сказок, – совсем не детские, а ярлык «вымысел» легко приклеить и к детективному роману, и к мемуарам. Ну чем, например, не сладкая сказка российские или мексиканские сериалы? Сказки окружают нас всюду. И взрослые, которые пренебрежительно говорят: «Сказки – это для детей!» – а сами по вечерам зачитываются романами в стиле фэнтези, на самом деле очень любят сказки.
А если вспомнить пересуды кумушек на скамеечке? Их интерпретацию событий, происходящих в мире или в чужой семье, иначе как сказками и не назовешь. И ведь откуда что берется! Так что не будет преувеличением сказать, что нет людей, которые не любили бы сказок.

Тестирование… дождем

Исследование личности проводится с помощью рисунков, выполненных на заданную тему: «человек», «человек под дождем», «дождь в сказочной стране»… И неслучайно.
Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, поэтому не всегда поддаются анализу, и при тестировании важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса. В качестве стрессового фактора в данном случае выступает фактор внешней среды – дождь.
Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает дискомфорт: соответственно, изображая человека под дождем, одни рисуют жизнерадостную картинку, другие – совсем наоборот. Для более полного понимания реакции индивида важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем: это дает психологу возможность либо обратиться к внутренним ресурсам человека (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если психолог видит «плачевную картину»).
И вот тогда на помощь придет сказка.
Сейчас интерес к сказке проявляется в несколько непривычном ракурсе: к помощи сказки обращаются психологи. Сказочным сюжетам, по мнению психоаналитиков – последователей Карла Юнга, отводится особая роль в психической жизни людей: они являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека. Существование этих конфликтов может не осознаваться людьми и даже активно отрицаться, но их разрушительная для психического здоровья сила от этого не убывает. Сказка становится формой вывода внутреннего противоречия вовне, предлагает способы его разрушения, и потому врачует душу. Именно этим объясняется бытование сказки в народной среде на протяжении тысячелетий. Сказка – естественное интуитивно применявшееся «лекарство». На Востоке ее способность оказывать благотворное действие на психическое состояние человека была подмечена лекарями и использовалась сознательно. Врачующая способность сказки и была положена в основу целого направления современной психотерапии – той самой «сказкотерапии».
Сказочная реальность, полагают психотерапевты, для психического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Следовательно, первое, что необходимо делать, – это рассказывать детям сказки. Да и если человек уже вышел из детского возраста, сказка не причинит никакого вреда. А второе – не стесняйтесь обращаться за консультациями к специалисту.
А библиотекари-педагоги «двадцать девятой» деликатно и ненавязчиво помогут пережить сложный период в жизни, обнаружат в душе страждущего чистый источник доброты и вдохновения, научат жить ярко, интересно, в гармонии с миром.

На фото автора: заведующая библиотекой № 29 Галина Якина

22 13

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»