Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Вернисаж
Постигая полифонию бытия
30.12.2009
Ренард ХАНТИМИРОВ

Постигая полифонию бытия        

Его первая персональная выставка проходила в республиканской библиотеке и обрадовала весенним напором нетерпеливой молодости, которая стремится постичь манящие многоголосия бытия аскетичными средствами графики. О полифонии бытия графики Романа Сайфуллина сказал мне в тот день профессор кафедры хорового дирижирования Уфимской академии искусств, заслуженный деятель искусств РБ Б. Шестаков. Только что музыкант показывал мне свой хранящийся в библиотеке авторский экземпляр партитуры «Реквиема», написанного им на философичные стихи Шамиля Анака, – и вдруг в соседнем зале мы увидели работы молодого художника, тогда еще студента училища искусств, который пишет сердцем животрепещущую партитуру Жизни. В молодом художнике моего старшего товарища-музыканта и меня захватила вот эта притягательная  «партитурность», умение единый лист сделать «густонаселенным» миром.

Композиционное искусство и чувство гармонии графика привлекло, вызвало интерес к личности. И мне было радостно, что искусство студента почтительно оценил опытнейший хоровой дирижер. Он увидел в юном тогда художнике собрата, сказал: «Знаешь, Роман остро, трепетно ощущает напор Времени…»

Учился тогда дебютант выставки у заслуженного художника РБ Рината Валиуллина, с которым нас связывают земляческие корни и общий учитель рисования Галей Галеевич Фаткуллин – фронтовик, разведчик, кавалер ордена Красной Звезды. Его влекла военно-патриотическая тематика, и это радовало. Я начал следить за эволюцией зреющего мастера графики, привлекавшего сосредоточенностью, волевой целеустремленностью.

Он азартно стремился передать материальность окружающего мира, сотворял сложные многофигурные композиции, радуя чутким чувством ритма и принципов гармонии контраста. Тогда я узнал от студента, что к графике его в детстве «позвали» книжные иллюстрации. Причем почему-то именно черно-белые рисунки понравилось ему особо.

– Чем же? – спрашиваю я студента, ныне дипломника Уфимской академии искусств имени Исмагилова.

– Заостренностью характеров персонажей. Я не люблю многословие.

Вглядываясь в его работы выставки «Следующий  этап…» в галерее «Урал», искренне радуешься творческому росту, афористичности его графических листов, сконцентрированной внутренней контрастности изображения. Это – преддипломный самоотчет молодого художника, отражающий личность творчески неуспокоенную. Время молодости он не распылял, нарабатывал «годовые кольца» творческого опыта. Его разнообразные, впечатляющие рисунки деревьев это помнят…

Он и сегодня верен призывному афоризму древних: «Время – моя пашня». В Академии искусств ему повезло на педагога – им стал замечательный график Камиль Губайдуллин, заслуженный художник РФ и РБ, лауреат премии имени Салавата Юлаева. Кстати, сейчас в малом выставочном зале проходит емкая, многозначная выставка наставника Романа с замечательной серией графики к башкирским пословицами и поговоркам – наглядный творческий Урок мастера и своему студенту, и каждому из нас. Соль мудрости, таящуюся в поговорках, маститый художник-график воплотил в захватывающей серии привлекательных образов, введя в мир народной зоркоглазой проницательности, которой не дано устареть… Выставки педагога и его студента-дипломника – в двух шагах друг от друга. Думаю, зрителям стоит увидеть обе выставки, чтобы при помощи произведений графики понять пульс творческих взаимоотношений наставника и его дипломника.

Оценив перспективность студента, еще в пору учебы Романа Сайфуллина в Уфимском училище искусств я обратился к нему с просьбой – сделать графический портрет Фарида Яруллина, автора бессмертного балета «Шурале». И он, проникнувшись музыкой талантливейшего композитора, чей балет, обретя мировое признание, нынче возродился в северной столице, начал бережно впитывать драматичные страницы биографии композитора, годы музыкального становления которого пришлись и на пору проживания его в Уфе. Лейтенант, командир минометного взвода, Яруллин прошел пекло Курской битвы. Его фронтовые письма доносят огненное дыхание того героического поединка советского народа с фашизмом.

И студент создал впечатляющий портретный образ, который высоко оценил приехавший из Казани брат композитора, композитор Мирсаид Яруллин, сердечно поздравивший молодого графика. Он-то и порекомендовал мне использовать графической портрет Фарида Яруллина для создания эксклюзивной почетной грамоты для юных художников, которые участвовали в конкурсе детского рисунка на асфальте в честь героя-лейтенанта, композитора. И на эти почетные грамоты, адресованные юным художникам, легла подпись Героя Советского Союза Пикунова, что, конечно же, вдохновило молодого художника.

И вновь я услышал в оценке гостя из Казани, композитора Мирсаида Яруллина: «У вас, Роман, говоря нашим языком музыкантов, – полифоничное мышление. Вы искусно компонуете. У вас цепкие зрительные ассоциации. Вам удалось трепетно выразить внутренний мир моего брата. Мне дорого сочетание в вашей работе психологизма и мужественной суровости символических деталей».

Часто ли одаряют студентов такими оценками композиторы?

Стоит отметить, что эта вдохновенно-искренняя работа украсила первую полосу «Истоков». А вскоре Роман отозвался на другие мои творческие просьбы: создал философичный портрет башкирского актера Биктимира Муллабаева, психологический портрет почетного гражданина города Октябрьского, редактора Леонида Тарасова и выдающегося дирижера современности Валерия Гергиева.

Радовало, что все эти работы стремительно зреющего графика «обрели прописку» на полосах еженедельника, входя в дома жителей республики и обретая своих поклонников. Особенно обрадовало, когда в одном из районных дворцов культуры увидел на стенде ксерокопию графической работы Романа Сайфуллина.

Помню, как зажгла его возможность общения с народным поэтом РБ Александром Филипповым. И живая, пытливая беседа «свернула» на тропинку любимой им графики – он взял бумагу и карандаш и начал рисовать, что несколько смущало поэта. И тогда мне пришлось самому продолжать беседу, чтобы не угасла обаятельная естественность общения. А под карандашом художника тем временем рождался портрет…

Полифоничность мышления молодого графика мощно, композиционно совершенно реализовалась в его графическом цикле «Темное средневековье». Он чутко уловил духовно-нравственные утраты нынешнего общества, в котором усилилась отчужденность людей, их атомизация. Прорывается в этих работах и ностальгия по идеализированной романтичности.

Выставка молодого графика, проходящая в галерее «Урал», наверняка вызовет живой интерес не только жителей столицы, но и гостей города, потому что художник-график, наращивая свое мастерство и взыскательность, пытливо постигает захватывающую полифонию бытия…


22 11

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»