Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Человек читающий
Мир марийских преданий
05.01.2010
Александр СЕРГЕЕВ

       

В наступающем 2010 году исполняется сто лет записи башкирского героико-мифологического эпоса «Урал-бытыр». Нет нужды напоминать читателю о его значении для культурной жизни нашей республики. «Урал-батыр» давно перестал быть достоянием одних этнографов и историков. По мотивам эпоса созданы романы, пересказы для детей и юношества, комиксы.

А как обстоит дело с фольклорным наследием других народов республики?

В октябре минувшего года Национальная библиотека им. С. Чавайна (Республика Марий Эл) приняла участие в IX культурном российско-финляндском форуме «Будущее сегодня и здесь: культура, молодежь, образование». На форуме библиотека представляла свой проект «Издание двуязычного (финский, русский) иллюстрированного сборника “Мир марийских легенд и преданий”». В сборник вошли литературно обработанные и поданные в новой художественной интерпретации легенды и мифы марийского народа, а также оригинальные художественные произведения по мотивам марийских мифов.

Готовящийся к изданию сборник (его выход запланирован на 2010 год) открывают произведения уфимского автора Александра Иликаева «Легенда о Горце» и «Сын неба», занявшие первое место в номинации «Лучшая литературная обработка мифа». Иликаев намеренно дистанцируется от лубочной манеры изложения марийских мифов. Для этого ему приходится использовать весь имеющийся арсенал сюжетов, описаний, поверий, обычаев, чтобы как можно полнее высветить «образ» мифологического героя, насколько возможно удлинить его «биографию», в том числе за счет слияния типологически близких персонажей в один.

Небольшая баллада «Сын неба» написана белым стихом, не таким уж не­обычным в современной русскоязычной марийской поэзии. Однако ее язык намеренно архаизирован, приподнят. Баллада ненавязчиво обыгрывает гумилевские и бунинские тексты. Сходство, по крайней мере внешнее, с переводами рун прибалтийско-финских народов настолько очевидно, что позволяет говорить о том, что марийскому эпосу по плечу и такое звучание.

Пожалуй, самой лучшей публикацией сборника по праву может быть названа мифологическая поэма Константина Ситникова «Юмо и Кереметь». В ней речь идет о небожителях. Земля – всего лишь часть языческой Вселенной. Старик – сам бог Юмо. В марийской интерпретации Юмо напоминает зажиточного земледельца, имеющего множество домашнего скота. Он живет на небе, работает от зари до зари и требует того же от своих детей. На этой перевернутой коллизии строится дальнейшее повествование.

Автор замечательно владеет рифмой. Его юмор, простой, безыскусный, заставляет улыбаться даже самого хмурого читателя:

 

Да какое там! Дочь Неба

Морщит носик, хмурит бровь,

На уме одно – любовь;

Своенравна и капризна,

Что ни слово – укоризна,

То и это – все не так:

Овцы – дуры, дед – дурак!

Все на месте у девчонки:

Губки алы, брови тонки.

 

Современной историко-роман­тичес­кой повестью может быть названа работа В. Бурашникова «У кленовой горы». Повествование ведется от имени Матери-Озера, на самом деле – от имени марийского народа, столкнувшегося с политикой насильственной христианизации в конце XVIII века. Главные герои повести – охотник Адамас и девушка Авдея. Чтобы прокормить больного отца, последняя вынуждена воровать рыбу. Адамас ловит Авдею на месте преступления. Хотя силы юноши и девушки неравны, никто не хочет уступать. В конце концов Адамас позволяет Авдее сплавать на другой берег одеться, а потом, после совместного ужина, дарит ей свой улов...

Новелла И. Цуканова «Сила земли» отличается выверенной реалистической манерой. Скупыми, жесткими красками автор обрисовывает судьбы и характеры своих героев, русского Ивана и марийца Топкара. Несомненным украшением новеллы является вставная былина о Тюче и Змее.

Оригинальностью задумки и жанра отличается басня-легенда «Мужик и овда» (овда – по марийским поверьям, ведьма). Оказывается, марийский мифологический фольклор может быть источником не только для «серьезных» произведений, но и для таких низовых литературных форм, как басня, сатирическая зарисовка, эпиграмма.

Хотелось бы отметить, что издание сборника «Мир марийских легенд и преданий» будет крайне важно и полезно как для русскоязычной, так и национальной марийской литературы. Заложенное в нем многообразие стилей, несомненно, будет способствовать дальнейшему обогащению творческого метода молодых и уже сложившихся профессионально поэтов и писателей, а также росту интереса к истории, культуре марийского народа.


23 17

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»