Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Человек пишущий
Легенда о Горце
05.01.2010
Александр ИЛИКАЕВ

       

По мотивам марийских мифов

 

Однажды Куго-Юмо, в то время еще ходивший по земле, встретил мальчика, который потерял своих родителей. Он привел его в свое жилище на вершине высокой горы и стал растить как родного сына.

Куго-Юмо раскрыл сироте тайны многих ремесел. Когда мальчик вырос, Куго-Юмо отпустил его, подарив топор-тош, заступ и молот.

Придя к людям, Курыкенг, что значит Горец, научил их не только ковать железные орудия, корчевать лес, сеять хлеб, но и охотиться с помощью пращи, строить лодки, плести рыболовные сети. Люди переселились из убогих землянок в бревенчатые жилища, завели мельницы, чтобы зерно молоть.

Говорят, что Курыкенг был настолько велик, что если он сидел за столом, то его голова касалась коленей, а колени торчали из-за стола на целый локоть.

Люди, пока не научились ковать, приносили Курыкенгу шкуры убитых зверей или сами туши, получая взамен различные железные орудия.

Курыкенг сделал возок и стал разъезжать по окрестным илемам со своим товаром.

Однажды он распряг коней и повел их вниз к реке, оставив возок наверху. Проезжавшие мимо купцы решили подшутить над Курыкенгом и скинули во­зок под гору. Рассерженный Курыкенг схватил в каждую руку по оглобле и поднял возок наверх. Купцы испугались и, бросив свою поклажу, разбежались кто куда.

 

*  *  *

 

Избрали люди Курыкенга своим правителем. Курыкенг построил укрепленный город на вершине высокого холма и, чтобы оборонять его от врагов, собрал верную дружину.

Прибегнув к помощи заклятий, Курыкенг сделал свое жилище невидимым. Только по доносившимся из пиршественной залы крикам гостей, стуку кубков и свисту стрел, пускаемых в чучела, можно было догадаться о том, что правитель находится в городе.

Стали люди жить хорошо. Всего у них было вдоволь, и хлеба, и пива.

Однажды ночью Курыкенгу привиделось, будто он с множес­твом людей шел по некой равнине; вдруг все рухнули в ужасную пропасть. Тогда Курыкенг взмолился Куго-Юмо, и люди стали подниматься в гору, где сиял необыкновенный свет, все цвело и росли невиданные деревья из золота и серебра.

Курыкенг велел приносить жертвы богам: Куго-Юмо, верховному богу, – коней, его супруге, богине земли Мланде-нье – коров и кусочки шерсти. Курыкенг объяснил людям, что в своих странствиях по небу кони Куго-Юмо стирают свои ноги, поэтому богу нужны свежие кони-жертвы, а Мланде – шерсть, чтобы вязать одежды богам.

Он также постановил, чтобы каждый человек за свою жизнь принес четыре великие жертвы. Первую по достижении совершеннолетия, еще две Шочын-нье, наделяющей судьбой каждое существо, и Эрге-юмо, дарующему мальчиков перед свадьбой. Наконец, четвертую – самому Куго-Юмо. Жертвы высшему богу мог принести лишь отец семейства, достигший сорокалетнего возраста и родивший не менее трех детей. Если отец не успевал принести всех жертв, его задолженность перед божествами переходила к сыну.

В особый культ Курыкенг выделил поклонение Волгенче, Великому богу молнии, и Пылгыч йук-юмо, богу грома; в священных рощах им посвящались дубы или липы. Эти деревья опоясывались священным поясом из лыка, а в пояс вдевались ветви деревьев-оберегов – липы и рябины.

Курыкенг завел обычай во время жертвоприношений бить молотом о наковальню, чтобы боги слышали молящихся. При этом он громко и складно пел. Людям казалось, что с каждым новым ударом из наковальни вылетает слово, тотчас подхватываемое жрецом-югтичем.

Курыкенг также научил людей гадать по внутренностям животных. Если печень жертвенной овцы была жирной и темной, это предвещало удачу, если тонкой и пестрой – всевозможные беды.

Когда какой-нибудь человек заболевал, Курыкенг выпускал из пращи камень. Если камень летел с жужжащим звуком, это был знак, что больной обязательно выздоровеет.

В то время не только люди, но и боги ходили в простых белых одеждах. Курыкенг, возгордившись, стал облачаться в пышные разноцветные наряды: вместо белой рубахи стал носить синюю, с красной и желтой вышивкой, вместо лыкового пояса – кожаный, украшенный серебром.

Однажды Курыкенг поднялся на высокую гору, чтобы говорить с богами, и вдруг в разрыве облаков увидел девушку. Девушка пела:

 

На высоком холме, сидя под раскидистой березой,

Рано поутру я пряду пряжу

Кленовым веретеном с серебряным пряслицем.

Вместе с трелями соловья

Слышится легкое жужжание на небесах.

Раскрыв свой занавес, я мотаю золотые нити в клубок.

 

Окончив прясть, я пасу стадо среди звезд.

Вечером я принимаюсь за варку пива.

Его пена мягче конопляного масла,

Его пена нежнее сливочной пены.

С наступлением ночи, при свете двенадцати свечей,

Я вышиваю...

 

– Кто ты? – спросил Курыкенг.

–  Юмынйудыр, дочь Куго-Юмо. Прежде мне не доводилось видеть никого красивее тебя!

Курыкенг  возгордился боль­ше прежнего. Стал звать девушку:

– Чего тебе на небе делать одной?

Грустно покачала Юмынйудыр головой:

– Грозен мой отец. Если узнает, что я встречаюсь с человеком, – накажет нас обоих. Но если приключится с тобой беда, знай, я всегда приду на помощь!

Сказала – и облака-ставни своей светлицы захлопнула.

Как-то раз Курыкенг пожалел принести в жертву богам белого барашка и заменил его старым петухом. Тогда тучи плавали очень низко, до них можно было дотянуться рукой. Боги разгневались и подняли тучи высоко на небо.

Отправился Курыкенг со своим барашком на луг, что был на берегу большого озера. Вдруг забурлила вода, и Курыкенг увидел голову Иомшэнгера, владыки вод, покрытую тиной и увенчанную, словно короной, белыми кувшинками. Иомшэнгер попросил подарить ему барашка, но Курыкенг, поначалу испугавшийся, стал насмехаться над почтенным старцем:

– Вместо глаз у тебя светящиеся во тьме гнилушки, вместо бороды – зеленые водоросли, разве такому пастуху я могу отдать своего барашка?

Оскорбился Иомшэнгер. Поднялся на ноги, собрал всю озерную воду в огромный мех и отправился искать другого места.

Вот пришел он в город. Иомшэнгер зашел в дом, где шла свадьба. Захмелевший Курыкенг не узнал в незнакомце владыки вод, стал приставать к гостю, просить, чтобы тот принял участие в веселье.

Иомшэнгер несколько раз вежливо отказался, но Курыкенг продолжал настаивать на своем. Тогда гость развязал мех, и оттуда полилась вода, только слышно было: шу-шу-шу. И все же благодаря расторопности Курыкенга людям удалось спастись на лодках.

Юмынйудыр послала в помощь своему возлюбленному утиную стаю, которая указала людям путь к берегу. Сойдя с лодок, беглецы огляделись: вокруг простирались густые леса. Решили люди отправиться на поиски нового места для жилья. А в лесу ели тесно стоят, друг друга ветвями обнимают, чужакам путь заслоняют, в сторону отводят.

Вдруг из чащи выскочил посланный Юмынйудыр олень с золотыми рогами. Курыкенг сказал, что это божий знак, стало быть, впереди лежат плодородные земли. Так оно и вышло.

Род Тоца, названого брата Курыкенга, первым осел на новом месте. Сам Курыкенг повел людей дальше. Он долго не мог выбрать подходящего места, пока Юмынйудыр не шепнула заветные слова вожаку стада, большому черному быку, и тот не лег на землю. На том месте было решено построить город. Стали люди жить богаче и лучше прежнего.

Шло время, людей становилось все больше и больше, им стало тесно в одном городе, и они разошлись по разным местам. Теперь они собирались вместе только по особым дням – чтобы приносить жертвы богам или разрешать споры и вершить суд.

Потом людей стало много, и они расселились так далеко друг от друга, что уже вовсе не могли собираться вместе. И древние знания, когда-то общие для всех людей, постепенно начали забываться.

Тогда Курыкенг, по внушению Юмынйудыр, собрал старейшин, которые еще помнили рассказы своих дедов, и велел записать все, что они знают. Для этого было соткано полотно, на котором черными и красными нитями вышили особые знаки. Священный свиток положили на большой белый камень в центре городской площади.

Теперь если какой-нибудь вождь или жрец не знал, как ему поступить, он шел к белому камню, читал священный свиток и находил в нем ответы на все вопросы.

Да вот беда – стали с тех пор люди реже молиться богам. Раньше они боялись, что если не будут часто повторять молитвы, то их позабудут, а теперь знали, что все молитвы вытканы на холсте.

Рассердился Куго-Юмо и послал на землю большую рыжую корову. Подошла корова к белому камню и стала жевать полотняный свиток. Так и сжевала его весь без остатка.

Куго-Юмо разгневался на дочь и низверг Юмынйудыр на землю вместе с небесным стадом. Курыкенг не мог скрыть своей радости. С богатым приданым досталась ему невеста.

Выйдя замуж за Курыкенга, Юмынйудыр не перестала заботиться о людях. Она научила женщин стрельбе из лука. Видно, с тех пор в народе бытует одна удивительная песня:

 

Скрывшись в траве зеленой,

Черной стрелою из лука

Синий цветок я подрежу,

Милого чтобы увидеть,

Как он идет по тропинке.

 

Кроме того, Юмынйудыр научила людей украшать вещи узорами, а также петь, плясать и играть на музыкальных инструментах…


17 9

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»