Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Музыкальный салон
И снова я у дома родного
05.01.2010
Ольга КУРГАНСКАЯ

И снова я у дома родного        

Рождественские каникулы для Чингиса Ханнанова и Рустема Хамидуллина не только отдых, но и возможность новых встреч с поклонниками музыкального искусства. Давно получившие приз зрительских симпатий, благодарные исполнители выразили свои ответные чувства красочной феерией музыки Брамса, его скрипично-виолончельного концерта, прозвучавшего 26 декабря на сцене училища искусств в сопровождении Национального симфонического оркестра под управлением Тагира Камалова.

 

Праздник души

Шум и говор переполненного зала перемешивался с какофонией настраиваемых инструментов. Время явно не спешило. Предвкушение музыки вызывало наше нетерпение. И наконец установившуюся тишину нарушил голос ведущей, известившей о начале музыкального праздника.

…Краткое оркестровое вступление первой части Концерта Брамса – и мягкий голос виолончели Рустема Хамидуллина запел трогательную мелодию. Ей сопутствовала виртуозно-прихотливая тема скрипки Чингиса Ханнанова. Слушая их диалог, начинаешь понимать брамсовскую стилистику и философию. Его герой борется, сомневается, протестует. В частой смене настроений слышны и романтический пафос, и робкие надежды, и сожаление об утраченных иллюзиях.

Струнные всегда были главными выразителями музыкальных идей. Наиболее приближенные к человеческому голосу, они подражают модуляциям речи и звука, и именно многообразие красок составляет очарование этих инструментов. И Чингис, и Рустем своей манерой извлекать из них пронзительной красоты звуки вызывают в нашем воображении необъяснимые эмоции, связанные с радостью, нежностью или глубокой печалью… Технически сложный, а потому редко исполняемый Двойной концерт незнаком уфимскому зрителю. Чтобы хоть немного приблизиться к этой музыке и проникнуться содержанием и образностью концерта, стоит обратиться к самому автору.

 

Из биографии концерта

Иоганнес Брамс начал сочинять музыку в пору наивысшего расцвета романтизма – когда Шопен пожинал последние триумфы, Шуман закончил Вторую симфонию, а Берлиоз вызвал бурю восторгов исполнением только что написанной «Фантастической симфонии». Рожденный романтической эпохой, Брамс понимал, что изысканность и утонченность в музыкальном искусстве уже достигли предельного совершенства и нужно искать новое направление.

Поэтому после избыточной экспрессивности первых композиторских опытов молодой мастер обращается к традициям добаховской эпохи. Обнажение эмоций было ему чуждо – он больше ценил сдержанность и сочетал строгость письма с теплотой и проникновенностью мелодических линий. В его поздних произведениях особенно ощущается некоторая суровость и даже замкнутость.

А теперь обратимся к сцене, где звучит последнее оркестровое сочинение Брамса из опуса 120 – трехчастный Двойной концерт ля-минор, отличающийся напевностью и мягкостью. В нем он возвращается к сoncerto grosso – форме старых мастеров, для которой характерно противопоставление оркестра и нескольких солирующих инструментов.

В своей композиции Брамс избегал каких бы то ни было внешних эффектов, хотя технических трудностей здесь не меньше, чем в его же Скрипичном концерте. Здесь нет ничего блестящего, выигрышного для солистов, и в пору первого исполнения в 1887 году его концерт не имел большого успеха. Он пришел несколько позже – когда публика по-настоящему оценила благородство этой музыки.

Итак, Двойному концерту более 120 лет. И благодаря мастерству и зрелости артистического таланта молодых исполнителей, постигших глубину мысли позднего Брамса, мы слышим его музыкальное письмо и в XXI веке. Игра Чингиса и Рустема не поддается техническому анализу – равно как не поддается аналитическому постижению и живая красота, выливающаяся из самой души их инструментов.

Звучит Andante, и диалог скрипки и виолончели передает глубокие размышления человека, погруженного в свой внутренний мир. Миновала юность с ее бурными порывами, радостями, остались лишь далекие воспоминания. Тема ускользающих мгновений, мимолетных мыслей написана Брамсом исключительно тонко – с использованием минорных гармоний, набегающих легкой тенью на светлое настроение развивающейся мелодии.

Третья часть – это, скорее всего, «философия страдающей воли», когда человек ищет оптимистический выход. Звуки передают напряженное биение мысли, решимость достичь желаемого. Ведь в этом мире нет места существу безвольному. И экспрессивный характер музыки Брамса выражает чувства человека с его устремлением к жизни и надеждой на счастье.

…Последние аккорды концерта сопровождались бурей эмоций и аплодисментов. Благодарные зрители никак не хотели отпускать со сцены своих любимцев, этих проповедников высокого искусства.

 

«Золотой Щелкунчик»

Второе отделение концерта предвещало встречу с еще одним солистом – Ханнановым-младшим (на фото Р. Кильмаматова), учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Занимаясь музыкой в течение всего лишь пяти лет, Искандер уже успел завоевать лауреатские звания международных конкурсов и фестивалей, стать стипендиатом благотворительных фондов В. Спивакова, Ю. Розума, М. Ростроповича, а также обладателем полной стипендии Международного музыкального фестиваля в г. Виана-ду-Каштелу (Португалия). И вот последняя, недавняя его победа на Х телевизионном конкурсе «Щелкунчик» – звание лауреата I премии. Кроме того, он получил специальный приз «Юный музыкант телеканала “Культура” 2009 г.», а также специальный приз «За яркие достижения в инструментальном исполнительстве». И в преддверии нового года вовсе не сказочный, а настоящий «Золотой Щелкунчик» дарит нам волшебство своей музыки.

«Лебедь» Сен-Санса… Сколько раз он «проплывал» в своей горделивой мелодической пластике! Кажется, к «заигранной» лирической странице «Карнавала животных» уже нечего добавить, тем более что эта красочная пьеса сама по себе полна очарования. И часто можно слышать у исполнителей, как метроритмическая основа мелодии преобладает над «вокальным» качеством виолончельного звучания.

Однако юный Искандер удивил зрителя, представив «зоологическую фантазию» композитора, каждый звук которой согрел теплотой своей тонкой души и большим чувством. Его виолончель дышит, поет, плывет по водной глади, а смычок, послушный рукам своего маленького хозяина, нежно касается струн, с сожалением расставаясь с замирающим голосом инструмента.

 

Брамс далекий и близкий

Классика сменилась популярным репертуаром – киномузыкой М. Таривердиева, В. Зубкова, А. Петрова. В стиле ретро прозвучал «Джазовый альбом» В. Сапарова, привлекла внимание и яркая композиция М. Ахметова, его Концертино для ударных и симфонического оркестра. Но на фоне приятной, легкой для слуха музыки все еще вспоминался Брамс, оставивший глубокое впечатление, мешающее сосредоточиться на развлекательных мелодиях.

В послесловии к отзвучавшему концерту невольно возвращаешься к финальным аккордам жизни композитора. Известно, что на музыкальном олимпе Брамс долгое время являлся фигурой далеко не бесспорной. В признании его музыки «повинны» не эстеты или критики. Все свершилось абсолютно стихийно – благодаря истинным любителям, для которых его музыка стала потребностью. А бесчисленные музыканты, отдав свою любовь и внимание творениям Брамса, позаботились о том, чтобы эта музыка, достойно исполненная, сохранилась в своем живом звучании.

В этом неуловимом мире звуков мы ищем отдохновения и успокоения от ежедневных волнений и переживаний, и исполнители оказывают целительное воздействие на настроение души, озвучивая мелодию и гармонию нашей жизни.


20 4

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»