Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Музыкальный салон
В диалоге со временем
13.01.2010
Ольга КУРГАНСКАЯ

В диалоге со временем        

Точкой отсчета успехов в работе любого детского образовательного учреждения являются хорошие ученики, их участие в конкурсах, олимпиадах, поступление в средние и высшие учебные заведения. И это основные критерии оценки педагогической деятельности.

Но есть еще творческая высота, доступная избранным. Уфимская Одиннадцатая музыкальная школа известна своими исполнительскими коллективами, большими и малыми. И среди них – недавно заявивший о себе дуэт лауреата международных конкурсов, композитора, гитариста Олега Лукьянчикова и молодой флейтистки, аспирантки Академии искусств Алии Султановой (руководитель – профессор И. Султанов).

 

И педагог, и исполнитель

Соединять эти инструменты в своих классических сочинениях начали давно – итальянец Мауро Джулиани и бразилец Вила-Лобос. Они услышали, как в их акустическом диалоге звонкое пение флейты уравновешивается мягким, успокаивающим голосом гитары. И эта исполнительская традиция продолжается и сегодня, пользуясь вниманием зрителя.

Поначалу гитара Олега Лукьянчикова и флейта Алии Султановой «выясняли» струнно-духовые «отношения» на школьной сцене, где их выступления не только носили развлекательный характер, но и ставили своей целью посвящение в музыку «новобранцев», пожелавших учиться на этих инструментах. А затем с их концертной программой познакомились ребята и других музыкальных школ города – Пятой, Седьмой, хоровой Четырнадцатой и Школы искусств № 1. Как оказалось, эти «гастроли» для музыкантов стали подготовительными к встрече со зрителем на большой сцене.

В дни ноябрьских каникул в Малом зале филармонии прошел их воскресный концерт, в котором прозвучали сольные и ансамблевые сочинения Олега Лукьянчикова и музыка белорусского композитора Игоря Шошина. А в завершение года исполнители успели сделать своим слушателям новогодний подарок – концерт в двух отделениях, состоявшийся в зале Академии искусств.

Учитывая эмоциональное восприятие маленьких зрителей, Олег Николаевич выбрал из собственной композиторской шкатулки оригинальные миниатюры и обработки – «Серпантин», Фантазию на тему русской хороводной песни «Во поле береза стояла», обработку башкирской народной мелодии «Круглое озеро», в танцевальных латиноамериканских ритмах – «Рокобили», «Шоро»…

В последнее десятилетие в музыкальных школах самыми востребованными инструментами стали гитара и флейта, и именно к ним у ребят особый интерес.

 

В поиске совершенства

Вернувшись на три столетия назад, мы слушаем старинную сонату фламандского композитора Жана-Батиста Лойе. В его четырехчастном сочинении кантиленные мелодии соседствуют с подвижными, выявляющими тембровое разнообразие и технические возможности современной флейты.

Когда-то Александр Пушкин слышал в тростниковой дудочке, ее далекой предшественнице, «звук унылый и простой». Но с тех пор прошло много времени, и примитивная свирель давно превратилась в светскую красавицу, чей броский серебристый наряд нельзя не заметить. Да и необычайная яркость и легкость звука позволяют ей бравировать рассыпающимися пассажами и трелями, недоступными ни одному из ее собратьев. Всеми этими достоинствами флейта обязана немецкому мастеру Теобальду Бему.

Ее сольная карьера началась в XVIII веке, но в условиях больших концертных залов она не могла соперничать с другими инструментами по блеску и силе звучания. И в 1862 году преобразователь альтовой флейты Бем завершил конструкцию, в результате которой ее нежный звук стал более сильным и однородным по всему диапазону, существенно облегчилось исполнение хроматических нот и пассажей. А в 70-е годы он разработал модель металлического инструмента. Такие флейты с летящим звуком широко используются в оркестрах.

И если бы не этот кудесник из Мюнхена, так бы и остаться ей в прошлом со своими недостатками – слабым, неровным звуком и фальшивой интонацией. К слову, фальшь оставалась болезнью всех духовых. Этот факт отмечал великий маэстро XVIII века Алессандро Скарлатти, когда в ответ на приглашение послушать флейтиста Иоганна Иоахима Кванца сердито заявил: «Я терпеть не могу играющих на духовых, они все фальшивят!»

Правда, потом Скарлатти сменил гнев на милость и даже сочинил для этого виртуоза несколько пьес. Да и сам Бах, говорят, был неравнодушен к искусству Кванца, поэтому и написал для флейты так много: концерты, сонату, сюиту си-минор со знаменитой «Шуткой». Удивительная, блестящая музыка, но как же трудно было сыграть ее. Такого нешуточного мастерства требовала эта беззаботная «Шуточка»! И казалось, что Иоганн Себастьян сочинял ее не для той флейты, что существовала в его время, а для какой-то другой, более совершенной.

Но минул XVIII век, наступило новое столетие, а такого инструмента все не было. Многие мастера бились над улучшением флейты, и лишь Бему это удалось.

 

Музыкальная мозаика

Сегодня стало возможным исполнять не только «Шутку», но и виртуозную зажигательную «Тарантеллу» Меццокапо, от темпа которой захватывает дух. Флейте доступны и глубокие кантиленные сочинения. В пасторальном звучании инструмента Алии Султановой нам слышится грусть красоты элегической мелодии Нура Даутова, чья музыка вообще отличается большой теплотой и лиричностью. Опечаленная тишина его «Одиночества» навеяла строки из средневековой китайской поэзии, отразившей и наши чувства:

 

Ветер всколыхнул речную гладь,

Лепестки сорвав цветов

прибрежных.

Боль разлуки так легко понять

В звуках флейты ласковых

и нежных…

 

В продолжении концерта диалог флейты и рояля знакомит нас с искусством блистательных фонтанов, этой поэзии водной стихии, запечатленной в творениях мастеров слова и звука. В отличие от европейских фонтанов, поражающих глаз своими каскадами, мавританские услаждают слух. В их разноголосом хоре можно услышать, как эти струйки звенят, журчат, шепчут, шумят, «чтобы, себя на брызги расточив, подняться вновь для нового безумья». Мавританский фонтан Бахчисарая вдохновил Пушкина на создание поэтического шедевра:

 

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

 

Красочный язык музыки композитора Владимира Власова озвучил импрессионистскую картину-посвящение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Нежную романсовую мелодию флейты сопровождают искрящиеся, рассыпающиеся гармонии рояля, партию которого исполнила Ольга Еремеева.

…Но вот певунья-гитара начинает свой струнный разбег, и над залом опускается тишина. Проплывают вальсы – «Гротеск», «В объятьях ночи», «Креолка и андалусиец»… Звучат эстрадно-джазовые композиции – смешной чудак «Чарли», чей образ связывается с именем великого комика немого кино Чарли Чаплина, «Петушиные бои», вызывающие добрую улыбку, когда в финале поединка слышится победное «Ку-ка-ре-ку!».

Приятным сюрпризом стал инструментальный романс для гитары «На рассвете», исполненный самим сочинителем. Стоит заметить, что вокальным романсам нет числа, но совсем немногие авторы пишут их для гитары. Недавно изданный нотный сборник Олега Лукьянчикова пополняет этот немногочисленный репертуар, предназначенный профессионалам и любителям музицирования.

 

Евгений Гребенка или Синдо Гарай?

Неизменной популярностью во всем мире пользуется романс «Очи черные». Он звучит и вокально, и инструментально и за свой долгий путь стал бесспорным лидером в ряду романсовой лирики. Как и прежде, этот вальсовый мотив аранжируют большие мастера, усложняя гармонию, фактуру, и благодаря их фантазии и интерпретации «очи жгучие и прекрасные» всегда пылают огнем цыганской страсти… Чувственная, колдовская музыка, где царствуют безоглядность любви и безотрадность страданий, не может не взволновать душу интеллектуальных людей. Будучи уже глубоким стариком, любивший цыганское пение Лев Толстой сказал одному из журналистов, что «из всех завоеваний человеческих культур ему жаль было бы расстаться с музыкой и… вот еще – с цыганской песней».

В инструментальной обработке Олега Лукьянчикова мы вновь слушаем старинный русский романс «Очи черные», который часто именуют цыганским. Он живет уже почти 170 лет, с тех пор как украинский поэт Е. Гребенка опубликовал свои стихи на русском языке и, предположительно, «подобрал» первоначальную мелодию песни.

Любителям столь популярного жанра, наверное, небезынтересно узнать и другую версию возникновения романса – о том, что его написал кубинский композитор, гитарист и певец Синдо Гарай. В 1960 году в интервью, помещенном в одном из журналов, он сказал: «Песня “Очи черные” была сочинена мною в 1898 году для одной черноглазой кубинки». Сам музыкант пел ее под гитару, и вскоре она распространилась во многих странах, достигнув и далекой России. Возможно, от соединения стихов украинского поэта с мелодией кубинского гитариста возник один из многочисленных вариантов песни-вальса «Очи черные». А напетая на пластинку Федором Шаляпиным и получившая художественное воплощение в его голосе, она стала эталоном для исполнителей последующих поколений.

 

«Спеши наполнить звуками мне душу»

Но вернемся к гитаре, чья испанская душа часто влечет к берегам своей родины. И исполнитель, блуждая в роще серебряных струн, наслаждается дивной красотой ее ориентальных мотивов. Почтительным реверансом в сторону «старой королевы» послужило сочинение Олегом Лукьянчиковым «Испанской сюиты». И в альянсе с флейтой гитара знакомит нас с ее песенными мелодиями и танцевальными ритмами и приглашает в музыкальное путешествие, где время и пространство неразделимы.

Мы погружаемся в многообразный звучащий мир, способный передать шепот ветра и прохладу ночного воздуха, блеск капли росы, похожей на жемчуг, и сладкий, летучий аромат цветка… Услаждая наш слух нежными переливами флейты и гитарными переборами, исполнители дают простор тому потоку чувств, в выражении которых неповторимо сильна музыка – и только музыка.


23 17

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»