Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Страницы прошлого
Нефтепроводы, что нас согревают
20.01.2010
Махиян АВЗАЛОВ

Нефтепроводы, что нас согревают        

По окончании Великой Отечественной войны по инициативе министра нефтяной промышленности СССР Н. Байбакова был поднят вопрос о расширении масштабов освоения нефтяных месторождений в районах «Второго Баку». Разоренной войной, встающей из руин стране требовалось много нефти. Но нефть было необходимо перерабатывать – следовательно, возникал и вопрос ее транспортировки. Нефть Башкирии для переработки отправлялась в Уфу, нефть перспективных месторождений Сибири предполагалось перерабатывать на заводах Омска, Томска, Новосибирска, Ангарска, Иркутска. По железной дороге планировавшиеся объемы нефти перевезти было просто нереально, поэтому появилось специальное постановление Совета Министров СССР о создании системы строительства магистральных трубопроводов. Так в Уфе появились два строительных треста – «Востокнефтепроводстрой», а чуть позже «Нефтепроводмонтаж». Их первыми руководителями были З. Шифрис, А. Сунаргин, Н. Воробьев и М. Шакиров.

Под их руководством были созданы 18 монтажных управлений – в Уфе и Казани, Челябинске и Кургане, Иркутске и Омске, Тюмени и Новосибирске. Зона работы трестов простиралась от Волги на восток страны, захватывала приполярный Урал и Восточную Сибирь.

Монтажные участки Башкирии сразу же приступили к строительству нефтепровода Туймазы – Уфа (тогда он именовался «объект № 27»). Первым трубопроводом на территории Башкирии стал нефтепровод Туймазы – Уфа I и II очереди, затем появился нефтепровод Туймазы – Омск – Новосибирск.

В 50-х нефтепроводы связали Шкапово и Ишимбай, Ишимбай и Уфу, Ишимбай и Орск, Туймазы и Иркутск. Башкирия по праву становится одним из центров трубопроводного строительства в стране: только за период с 1951 по 1955 год башкирскими монтажниками было протянуто почти 5,5 тысячи километров нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1956–1960 годах – уже 6900 км, а в 1961–1965 гг. – 10900 километров.

Условия, особенно в начале 50-х, были крайне тяжелыми. Катастрофически не хватало машин, тягачей и сварочной техники. Центровка труб на трассе производилась с помощью треног и лебедок. Экскаваторов не было вообще. На трасе преобладал ручной труд: траншеи для трубопроводов рылись лопатами! Чтобы ускорить сооружение нефтепровода Туймазы – Уфа, его объявили «народной стройкой», – и на помощь пришли тысячи колхозников из ближайших районов. За одно лето они выкопали траншеи от поселка Субхангулово (Туймазинский район) до Уфы.

Строители и монтажники снимали углы у местных жителей – и хотя колхозники сами ютились в скромных домах, в постое не отказывали. Так гостеприимство сельского населения помогло строителям трубопроводов решить жилищный вопрос. Но несмотря на все трудности, люди работали с большим энтузиазмом.

А вскоре стало легче. На стройки стала поступать специализированная техника: трубоукладчики, сварочные агрегаты, экскаваторы, трубовозы. В Бугульме освоили выпуск вагонов-домиков для проживания трассовиков: из таких домиков строились целые городки.

Объемы строительства росли из месяца в месяц. В 1973 году был пущен самый мощный (на тот момент) нефтепровод в мире Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск. Протяженность трассы составила 2132 километра, а сооружали нефтепровод из труб диаметром 1220 миллиметров. Трасса нефтепровода изобиловала сложными участками: строители преодолели более 90 километров заболоченных и обводненных участков, прошли 260 километров по Уральским горам, соорудили 200 переходов через большие и малые реки. Причем построен этот нефтепровод, ставший частью системы, связывающей Западную Сибирь и европейскую часть страны, был всего за 18 месяцев вместо 38 нормативных.

В 1975 году строился сверхдальний нефтепровод Нижневартовск – Курган – Куйбышев протяженностью 2249 км. Трасса этого нефтепровода тянулась из Нижневартовска на Южный Балык, где совмещалась с трассой нефтепровода Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, от Субхангулово до Куйбышева – с трассой нефтепровода Бавлы – Бугуруслан – Похвистнево – Кротовка – Куйбышев, по которому шла нефть из Татарии и Куйбышевской области.

…Упадок экономики, вызванный «реформами», затронул и строителей трубопроводов: масштабных проектов не стало, магистральные трубопроводы почти перестали сооружаться. Очень хотелось бы верить, что обещания власти о том, что «Россию ждет достойное будущее, если мы будем любить свою страну, помнить и уважать наше прошлое», воплотятся в жизнь. Потому что тогда будет новый подъем – а значит, снова будут тянуться магистральные трубопроводы, неся людям свет и тепло.


18 11

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»