Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Вернисаж
"Как в зеркале себя я вижу"
20.01.2010
Ольга КУРГАНСКАЯ

"Как в зеркале себя я вижу"        

Шумным и праздничным стал последний месяц года для Союза художников Башкортостана, встречающего свой

75-летний юбилей. На этом перекрестке времени встретились мастера разных поколений, стилей и направлений в изобразительном искусстве. 17 декабря они собрались в Центральной художественной галерее на открытие вернисажа, где было представлено большое количество работ в жанре автопортрета.

 

«Таинственное зерцало»

Язык искусства, как язык людей: и «речь», «говор» передать умеет. Так и каждый художник имеет свою манеру, свой взгляд, но в его рисунке всегда прочитывается и «почерк времени», и «манера эпохи».

Искусство автопортрета известно еще с античных времен. Именно через него мастер выражает творческие принципы и дает оценку собственной личности. В зеркальном отражении художник находит «свою формулу лица» – одновременно и глядит на себя, и мечтает о себе, и придумывает, каким станет в будущем. Или переносится в какие-нибудь иные времена, становясь современником прошлых эпох.

…В тихих залах галереи, оставшись наедине с мастером, посетитель неспешно изучает модель автора и оценивает художественные достоинства изображения, его гипнотизирующую жизненную правдивость. Вот тени, резкие и глубокие… Освещенная часть лица написана тонко и изящно. Любая затаенная черта души смотрит с полотна.

Автопортрет, казалось бы, искусство традиционное, но невероятная фантазия современных умельцев перешагнула все условные границы, и теперь это настоящие композиции, главный персонаж которых – автор.

И порой бывает нелегко оказаться в зазеркалье художника. Попробуй-ка среди рельефных, замысловатых линий автопортретов отыскать его образ! Такие картины – не просто отражение внешнего сходства, а целые сюжеты, рожденные летучей фантазией.

К примеру, абстрактное искусство Амира Мазитова, его панно «Середина дороги». На передний план картины взгромоздилась старая повозка, почему-то сразу отвлекающая внимание на свои грубые конструкции. И прослеживая линии и цветовые соотношения общего фона, неожиданно обнаруживаешь второй, «портретный» план – гипертрофированную голову лежащего человека. Утомленный долгой дорогой, автор сюжета не позирует зрителю, а предпочитает душевно отдохнуть, увлеченно играя на курае…

Все чаще в профессии художника находят свое призвание представительницы прекрасной половины человечества. Едва ли не большая часть «женских» работ украшает интерьер вернисажа. Соперничая с мужчинами в мастерстве и разнообразии техник, они превращаются в поэмы, в молчаливые, загадочные и прекрасные симфонии. Познакомимся же с некоторыми авторами и попытаемся услышать их «творческое дыхание».

 

Когда на душе весна…

Тот, кто умеет мечтать, может вместе с белоречанкой Ириной Аникиной отправиться в Париж с его главной достопримечательностью – Эйфелевой башней. И с ее трехсотметровой высоты увидеть окрестности и шумные, заманчивые своей жизнью улицы, бурлящий богемой Монмартр, сохранивший грустное очарование старины.

А вот и еще одна мечтательница – Полина Маджар, чья картина называется «Мой внутренний мир». Главный персонаж ее автопортрета – мечта, которую воплощают «картинки» из детских волшебных сказок. Средневековый замок упирается своими готическими шпилями прямо в небо, загоревшееся многоцветной радугой, а в мягком свете этой призрачной феерии проецируются две детские фигурки. Это радостно-изумленные метерлинковские Тиль и Митиль, не потерявшие надежду найти свою Синюю птицу…

Кажется, что сказка эта стоит за зеркалом и шепчет девушке про чудеса. Ее душа в смятенье. Как не спугнуть неосторожной кистью мир сказочной мечты?! И обернувшись к зрителю в немом вопросе, вдруг… замерла на полотне тревожным силуэтом.

Алисия Перевышина в графичной работе представила оригинальное решение сюжета – случайно пойманный взглядом зеркальный отблеск напомнил ей «Забытую мелодию». Сосредоточившись в своих мыслях, она ясно услышала знакомый мотив и прочертила тонким пером и ноты, и слова. И зазвучала нахлынувшая из прошлого мелодия, словно бегущая строка на экране памяти.

Автопортрет «На душе весна…» Елена Литвиненко решила в романтическом стиле, «утопив» свой образ в море зелени расцветающей весны.

Женщина всегда любит цветы. В изобразительном искусстве они не только оттеняют ее образ, но и являются красочным дополнением интерьера. Так, «Незабудки» Лейсан Рахматуллиной в своей акварельной прозрачности сливаются с поэтичным обликом самой художницы.

 

Эксклюзив, цвет и эмоции

Привлекает внимание галерея мужских автопортретов, которые можно классифицировать как «Мастер и природа». Известный живописец Зуфар Гаянов приглашает к созерцанию безмолвных гор, разноцветья осеннего пейзажа. Его влюбленная кисть нежно касается поверхности холста, пытаясь повторить природу, что «смотрит» небом, «дышит» ветром, «говорит» шумом листьев и воды.

Отправившийся на этюды в свою «лесную мастерскую», Ильгиз Насибуллин привычным жестом раздвигает листву могучих деревьев. Но прежде чем сокрыться в этой прохладной глубине, он бросает свой проницательный взгляд зрителю, приглашая в роскошные апартаменты живого уголка: «Добро пожаловать в мой лес».

Может быть, Риф Шарифуллин привык смотреть на мир в розовых очках? Но и сняв их, похоже, не разочаровался. Он в прекрасном настроении и готов выйти из своего художественного образа, чтобы продолжить прогулку в приятной компании почитателей искусства.

Некоторые художники неравнодушны к классике и рисуют в реалистической манере. Как показалось на первый взгляд, Рашит Хабиров идентифицирует себя с образом Василия Тропинина, знакомым нам по «Автопортрету» 1844 года. Но, в отличие от статичного портрета, выполненного в характерном стиле XIX века, промоделированная фигура на полотне молодого живописца отражает момент творчества.

Валерий Мельников назвал свою работу «В стиле эпохи Рубенса». В этом двойном автопортрете художник, глядя перед собой на изображение великого фламандца, словно разыгрывает спектакль, подражая его взгляду и внешнему виду.

Ну а учалинский живописец Зуфар Гизитдинов увидел свой образ романтичным и хрупким, отраженным в размытых, завуалированных тонах. В его картине чувствуется влияние Амедео Модильяни, стилистические черты которого отличаются плоскостностью и музыкальностью изысканного силуэта и цвета.

 

«Искусство черно-белого»

Среди живописных работ мы видим и графические портреты. Наконец они покинули привычную тишину домашних музеев и, готовясь к выходу в свет, надели свое «выставочное платье». Оправленные в стекло, раму и паспарту, они ослепляют глаз красотой черно-белого кружева, терпеливо ожидая внимания своего зрителя. Карандашный рисунок не отвлекается на цвет, а сосредотачивает взгляд любителя этого благородного и прекрасного искусства на точности линий, подчеркивающих личный почерк мастера.

Остановимся возле графической работы Евгения Тишина. Необычная в своей композиции, она, по всей видимости, навеяна многообразным сюжетом Михаила Лермонтова. Его картина «Автопортрет и лики» напоминает карандашный рисунок поэта с обложки рукописного романа «Вадим». По поводу образов своей романтической фантастики Лермонтов пишет: «Имея эту картину перед глазами, вы без труда могли бы разобрать каждую часть ее, но целое произвело бы на вас впечатление смутное, неизъяснимое…» Да, на то они и лики! Стоит обратить внимание на мелкие детали «ликов» Тишина, где каждый штрих, каждое пятно требует уверенности почерка. Наверное, цель художника можно считать достигнутой, если при воспоминании о ликах его «рисованного дневника» вы не в состоянии будете представить себе ни одного из этих образов. Словно тени, они явились в скользящих силуэтах его карандаша и потонули в тумане…

Непредсказуемой художественной манере Василя Ханнанова можно позавидовать. Его композиция-коллаж «Памяти Наиля Латфуллина. Лодка», исполненная в смешанной технике, трогает своей элегичностью. Черный занавес как условно-декоративный фон воображаемого пейзажа ночи усугубляет меланхолическую тональность сюжетного мотива. Едва заметные на черном  пластичные линии белил намечают контуры водных бликов и придают работе объемность, а карандашный рисунок высветляет лодку и фигуру автора, выдвинутые на передний план. Безвольно упавшие с колен руки. Поникший взор. Горестное раздумье. Затихло все в прозрачной дреме неба и воды… И ты боишься своим присутствием спугнуть воспоминания этого одинокого путника в ночи.

Техника карандаша и есть техника рукотворного рисунка, где существуют свои законы и тайны. Законы – общие, а вот тайнам обучить нельзя! Просто удивляешься, как у художника получается, что от его рисунка сердце замирает, когда линии звучат, как гармоничный аккорд.

 

Под сенью вдохновенной музы

Художники старшего поколения в исполнении автопортретов выбирают традиционные поясные изображения, которые отличаются лаконизмом средств, придающих строгость и парадность. Взгляд художника, как правило, обращен к зрителю. Рядом с художественными портретами известных живописцев Григория Круглова (1956 г.), Владислава Меоса (1959 г.), Виктора Суздальцева (1962 г.), Тамары Андреевой (1976 г.), Алексея Храмова (1978 г.) соседствует и графическое изображение белебеевского художника Геннадия Березина (1964 г.).

Целые миры рисует мастер черно-белого цвета, но они всегда умещаются на листе бумаги. Плоскость его становится пространственной, если в рисунке присутствуют пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Все это создает, по выражению Владимира Фаворского, «воздух чистого листа». И чтобы убедиться в искусной технике карандаша графика, вглядитесь внимательно в его тщательно прорисованные черты. К сожалению, невозможно увидеть заочно и понять картину с чужих слов. Вернее всего довериться собственным глазам.

…Каждому художнику свойственно вдохновляться музой, рождающей любовь, экспрессию и желание творить свою мечту. Может быть, работы молодых пока неравнозначны мастерству более опытных коллег, но они привлекают свежестью идей, поиском индивидуального почерка и новым взглядом на искусство. Самое главное для них – увлекательный творческий процесс. А в том, кто чего стоит, разберется время.

Помимо общей культуры художес­твенного переживания во всех этих изобразительных опытах есть та естественная творческая избыточность и та атмосфера артистизма, которая просто не может быть не заразительной.


На фото: Мидат Мухаметов. 2008. Автопортрет. Х., м. 83х67.

 


24 7

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»