Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Персона
Искры творческой души не гаснут
03.02.2010
Нина ЖИЛЕНКО

Искры творческой души не гаснут        

Недавно народный артист Башкортостана, заслуженный деятель искусств России Гайнетдин Хайретдинович Муталов отметил свое  80-летие. Более сорока лет стоял он за пультом Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого пели и танцевали такие же первопроходцы. Природа наделила их способностью дерзко мечтать и дала волю, целеустремленность, чтобы осуществить самые смелые желания.

«Первый дирижер из башкир», – написано о Гайнетдине Муталове в Башкирской энциклопедии. Такой акцент правомерен: ведь еще меньше века назад башкирский народ имел только монодийную мелодию да немудреный музыкальный инструмент из горного тростника – курай.

 

Истоки

Он родился на Хайбуллинской земле, богатой певцами, кураистами, кубызистами и вообще талантливыми людьми. Семья была самая простая, трудовая. Но… Отца раскулачили и сослали в одно место, мать с четырьмя детьми, в том числе с двухлетним Гайнетдином, – в другое: в Иркутскую область, город Черемхово, где добывали и перерабатывали каменный уголь. Черная пыль пропитала все, навсегда подорвала здоровье. Только в 1937 году отец приехал за ними и увез в Башкирию. Муталовы стали жить в поселке Бурибай Хайбуллинского района, у знаменитого медноколчеданного рудника.

Гайнетдин учился в школе, выступал в художественной самодеятельности. У него был красивый, сильный голос, на олимпиаде занял второе место. Ему подарили мандолину, книгу «Тарас Шевченко», пенал. Он давно хотел играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но вслух об этом не говорил, ибо понимал: отец не сможет купить ему ни гармошку, ни даже дудочку. Но мечта осуществилась – в доме зазвучала музыка…

 

Светила добрая звезда

Вскоре в Бурибае появился духовой оркестр. При первых звуках медных и барабана, которые оглашали всю окрестность, мальчик устремлялся туда. От дома нужно было пробежать километра три, но это не останавливало.

Во время войны на экран вышел кинофильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Музыка, Вена, красивые герои, любовь… Все это ошеломило, очаровало, буквально вскружило мальчишке голову. Он смотрел фильм раз десять. Теперь видел себя в будущем только артистом, музыкантом.

Гайнетдин послал заявление в Свердловское музыкальное училище. Это был 45-й год. Тогда железнодорожные билеты без вызова с места назначения не продавали. Как он был счастлив, когда вызов наконец пришел! Так обрадовался, что не мог ждать, поехал не к 1 сентября, а еще в начале августа.

Один в огромном чужом городе, ни денег, ни знакомых. Но, видно, добрая звезда ему светила. Гайнетдина приютил музыкальный настройщик по фамилии Эфрос. Своих детей у него не было, и он опекал мальчика как родного. А в один из августовских дней привел в театр оперы и балета. Коллектив был в отпуске, мастер настраивал пианино и рояли. Театр поразил Гайнетдина великолепием, показался настоящим храмом.

В музыкальное училище его приняли – в класс трубы. Вокалом, оказалось, пока нельзя заниматься из-за мутации голоса. Учился, подрабатывал, помогая своему опекуну, ходил в театр, филармонию. Однажды попал на концерт знаменитой певицы Пантофель-Нечецкой. Ей аккомпанировал на флейте профессор Уральской консерватории Николай Романович Бакалейников. Как Гайнетдину понравилась флейта! Она напомнила родной курай, вызвала массу воспоминаний… Бакалейников преподавал и в училище. Нисколько не колеблясь, Гайнетдин подошел и попросился к нему в класс, и тот юношу принял.

 

А цель все ближе…

Под новый год Гайнетдин приехал в Уфу погостить у старшего брата. Перед отъездом решил побывать в оперном театре. Зашел и увидел ребят в форме, похожей на суворовскую. Узнал, что они из Уфимской школы музыкальных воспитанников Советской Армии. Форма, выправка так завораживали… И Гайнетдин решил попытать счастья. Отправился прямо к начальнику школы. Тот порасспрашивал, проверил слух, теоретические познания и… принял сразу во второй класс.

Нельзя не восхититься целе­устремленностью юного Муталова. Одновременно он поступил в школу рабочей молодежи в девятый класс и поставил себе цель: за полтора года осилить второй и третий музыкантские классы и девятый-десятый общеобразовательные. Чтобы представить, насколько сложной была задача, достаточно вспомнить, что во время войны Гайнетдин вообще не учился, он вынужден был работать, помогать семье. В музучилище проходили только гуманитарные предметы. То есть от физики, математики отвык основательно. И все же он это сделал! В аттестате у него было всего две тройки – по русскому и немецкому. Дорога в Москву была открыта.

 

Пушкин ему помог!

На военный факультет Московской консерватории, институт военных дирижеров, наплыв был огромный. Пять групп по сто человек, из каждой сотни выбирали только десять. Экзамены Муталов сдал хорошо, но здоровье не блестящее, усталость кошмарная. Вот когда Иркутск аукнулся! Решение о приеме выносит ученый совет. Абитуриентов вызывают по одному, тщательно обсуждают. Вроде бы за Муталова все… Вдруг встает врач и говорит: «Муталов не сможет учиться, он слаб здоровьем, плохое зрение». Гайнетдин с жаром стал доказывать, что не такое уж у него плохое здоровье, и вообще он с детства мечтает учиться именно здесь, он так хочет быть дирижером… Ученый совет тронут. Начальник института берет со стола тоненькую брошюру, показывает обложку и спрашивает: «Что здесь написано?» Муталов узнал книжицу. Дело в том, что в Москве как раз отмечали круглую годовщину со дня смерти Пушкина, и любознательный юноша успел между делом полистать юбилейный буклет. Именно он был в руках начальника института. Не видя букв, по памяти Муталов отвечает: «К 110-й годовщине со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина».

Его приняли.

 

Первая встреча с «Салаватом Юлаевым»

Гайнетдин с радостью учился у замечательных консерваторских преподавателей. Профессор Муталова – Григорий Арнольдович Столяров – в то время был также дирижером оркестра Радиокомитета. В 1952 году он записывал произведения молодого башкирского композитора Загира Исмагилова (кстати, еще студента консерватории) и познакомил с ним Гайнетдина. На встречу выпускник института военных дирижеров пришел в новенькой форме с лейтенантскими погонами. Он еще не знал, что опера «Салават Юлаев» сыграет большую роль в его творческой судьбе.

Муталова направили в школу музвоспитанников, где он сам учился. Преподавал два года. И все это время правительство республики ходатайствовало о его демобилизации из армии. Нужны были свои кадры для молодого оперного театра.

 

Московский триумф

В январе 54-го он встал за пульт театрального оркестра. Первым его спектаклем была опера итальянского композитора Чимарозы «Тайный брак». И сразу началась подготовка к Декаде башкирского искусства в Москве. Муталову поручили готовить оперу Загира Исмагилова «Салават Юлаев», балет Льва Степанова «Журавлиная песнь», а также концертные номера – произведения башкирских композиторов. Из Москвы приехала декадная комиссия, дирижер Муталов получил высокую оценку. Особенно успешной была работа с «Журавлиной песнью». Он присутствовал на всех репетициях, знал балет наизусть, вообще тонко чувствовал музыку, танец, драматургию спектакля. Триумфально прошел балет и в Москве.

А вот оперой «Салават Юлаев» на открытии декады дирижировал Василий Васильевич Целиковский. Молодого, еще неопытного дирижера за пульт поставить не рискнули. Обидно было, потому что всю черновую работу сам проделал – корректуры с оркестром, работу с солистами, хором. Вторым московским спектаклем дирижировал он, причем хорошо, его отметили в столичной прессе.

 

Годы расцвета

За четыре десятилетия Гайнетдин Муталов освоил русскую и западную классику, произведения современных и национальных авторов. Его репертуар насчитывал без малого 80 опер и балетов. Все спектакли любил, вспоминает Гайнетдин Хайретдинович, но «Салавата Юлаева» – особенно. Дирижировал им дома, в Москве, Ленинграде, Челябинске. Это как первая любовь – никогда не уходит из сердца. Он даже первенца своего назвал Салаватом.

С Муталовым любили петь оперные солисты, с ним любили танцевать артисты балета – потому что за пультом он был для них доброжелателем. Певцам давал возможность показать свои сильные стороны. Не диктовал свою волю, не зажимал, старался не заглушить голос звучанием оркестра, помогал сделать музыкальную фразу более выразительной. Из западных опер любил «Аиду» Верди, «Чио-Чио-сан» Пуччини. Из русских очень дорога «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, которую он ставил с московским режиссером Савиновым.

Если дирижировал балетом, ощущал внутреннее состояние балерины, танцовщиков. Перед каждым спектаклем встречался с ними, интересовался: как самочувствие, настроение? Выполнял их просьбы: в этом месте побыс­трей, а там – помедленней. Он отлично знал партитуры, балетную лексику, поэтому всегда мог подождать танцовщика, поддержать концовки, вариации.

Один из любимых балетов – «Голубой Дунай» на музыку Иоганна Штрауса. Он дирижировал им 301 (!) раз. И всегда – с упоением, полной отдачей, с теплым воспоминанием о «Большом вальсе» из далекого детства. Ведь, в сущности, тот фильм дал ему путевку в артистическую жизнь, благодаря ему он сотворил собственный Большой вальс в искусстве.

 

Можно ли напугать дирижера?

Гайнетдин Хайретдинович любил работать с гастролирующими певцами. Особенно часто они приезжали в 70-е годы – из Румынии, Болгарии, лучших театров Союза. Сильные голоса, высокий профессионализм… Иногда певец входил в спектакль даже без репетиции.

Случались и комичные моменты. Как-то Германа в «Пиковой даме» должен был петь Карл Заринь из Латвии. Самолет опоздал на целый час, и, чтобы не томить зрителей, спектакль начали со своим тенором – Борисом Кокуриным. В общем-то, уже не ждали гастролера. И вдруг при очередной смене картины – в комнате Лизы – вместо невысокого, нехуденького Кокурина появился двухметровый стройный молодец. Певица Мария Бриткова от неожиданности отшатнулась и была близка не к театральному, а самому настоящему обмороку. И надо же быть такому совпадению, что первой музыкальной репликой Германа были слова: «Остановитесь, умоляю, не уходите!» Мгновенный шок испытал и дирижер, но быстро сориентировался, и спектакль ни на секунду не прервался.

 

Мы любим дом, где любят нас

Этот случай мне рассказали однажды Гайнетдин Хайретдинович и Инна Евгеньевна Русакова, его жена. Они вместе 40 лет. Познакомились в Тюмени, где гастролировал башкирский театр. Инна, выпускница Уральской консерватории, работала концертмейстером в Пермском театре, но во время отпуска решила подработать; на репетиции и встретились. Она сразу покорила его своим теплом, сердечностью. Но он был женат, она – замужем, у нее сын. Первая жена Гайнетдина – красавица, родила ему двух славных парнишек, но совершенно не понимала мужа, его работы, театральной жизни. А тут – родная, понимающая душа. Пришлось преодолеть все, в том числе пересуды, недовольство начальников, партийных руководителей. Сыновья Муталова захотели жить с отцом, мать не возражала. Так что семья сразу получилась большая – трое детей. Теперь все взрослые, самостоятельные, достигли высот в своих профессиях. У Муталовых шестеро внуков – тоже радуют своими успехами.

Любой, когда попадает в эту небольшую квартиру, моментально окутывается теплым уютом, попадает под обаяние хозяев. С ними легко, интересно общаться. Столько воспоминаний о театре! Инна Евгеньевна много лет проработала концертмейстером, была прекрасной пианисткой, играла клавир с листа, ее любили солисты. Среди них немало учеников Гайнетдина Хайретдиновича, ведь параллельно с дирижерской работой он преподавал на кафедре оперной подготовки в институте искусств. Он готовил партию Жермона с Радиком Гареевым для выпускного спектакля, у него учились Вячеслав Храмов, Раиль Кучуков, Владимир Белов, Эльвира Фатыхова… Всего выпустил около 70 студентов. Некоторые работают в театрах Самары, Челябинска, других городов. Словно частички души и искры творчества маэс­тро разносят они по свету и вселяют надежду на долгую-долгую жизнь.


23 8

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»