Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Точка зрения
"Энергетики" окрыляют?
03.02.2010
Сергей РУСАКОВ

       

Государственная Дума все же запретила продажу так называемых курительных смесей, являющих собой вроде бы безобидный набор трав, обработанных, однако, аэрозольным препаратом JWH – по сути, синтетическим наркотиком, который еще называют искусственной марихуаной.

Однако полки обычных продовольственных магазинов по-прежнему изобилуют всевозможными «энергетическими напитками», отличить которые от обычной газировки навскидку можно разве что по разнице в цене. «Энергетики» стоят дороже, потому что «окрыляют». Кстати, об окрылении: как показал опрос, молодые люди нашего региона, в частности Уфы, предпочитают более традиционное слабоалкогольное зелье, не маскирующееся под маской невинности, – а именно пиво. Хотя и пивной алкоголизм в подростковой среде – явление, несомненно, отрицательное, но его хотя бы можно выявить, прогнозировать и лечить, наконец. С энергетическим же пойлом все намного сложнее.

Опасность подкрадывается незаметно, но верно. К тому же большинство родителей, в молодости не пробовавших таких коктейлей, считает эти напитки чем-то средним между компотом и пивом. На банке же написано: «слабоалкогольный», значит, содержимое не столь опасно, как портвейн или водка. Хотя на самом деле производители «энергетиков» просто используют неосведомленность взрослого поколения и равнодушие государства.

Откуда пришла к нам эта экзотика? Как прояснили этот вопрос в Управлении Роспотребнадзора по РБ, в Россию баночные коктейли стали завозить в начале 90-х из Европы, чаще всего из Польши. Некоторые компании, которые изначально занимались импортом и продвижением товаров в России, затем переросли в боттлеров (как это случилось и с крупнейшим игроком рынка, компанией Happyland). Пионером выпуска слабоалкогольных коктейлей в России стала в 1995 году петербургская компания Bravo International, а повальным увлечение этими напитками стало в начале нового века. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в 2002 году рынок слабоалкогольных коктейлей вырос почти на 40%, в 2003-м – еще на 37,5%. Тогда же в магазинах было представлено полное коктейльное разнообразие – до 600 разновидностей.

Странное совпадение, но вал производства и продажи слабоалкогольных коктейлей совпал с «подъемом России с колен». В 2000 году состоялся массовый выход так называемого «джин-тоника» на российский алкогольный рынок. Целевая аудитория этих напитков определена четко – школьники и молодежь. Стоит такой напиток копейки, но с двух ярких банок можно «выпасть из реальности». Ближе к середине 2000-х годов на рынке появилась еще одна новинка – алкогольный энергетический напиток «Ягуар» (на сленге «Яга»).

Концепция этого пойла взята из черной наркоманской действительности – сочетание двух несовместимых, на первый взгляд, препаратов, релаксантов и стимуляторов, что на наркоманском жаргоне называется «качели» и дает кумулятивный эффект. Не нужно проводить полевые наркологические исследования, чтобы установить – распад личности в этом случае наступает весьма быстро. И никого почему-то не удивляет, что российские школы теперь выпускают не столько абитуриентов для вузов, сколько алкоголиков в разных стадиях. Как это сочетается с государственными декларациями о здоровье молодежи – непонятно. Но догадаться можно: здоровая молодежь принесет прибыль еще нескоро, а прибыль от продажи «окрылянтов» конкретна и сиюминутна. Наша официальная медицина, кстати, очень неохотно обсуждает все темы, касающиеся «коктейльчиков». Впрочем, врачей можно понять – в западных магазинах вы не найдете аналогов российского «молодежного пойла», а если и найдете, то по таким ценам, что потребителю проще взять бутылку джина, бутылку содовой и самому смешать коктейль.

Однако не все у нас так уж запущенно. Первыми тревогу забили врачи-панкреатологи: они увязали многократно возросший поток пациентов с острыми панкреатитами (то есть отказами поджелудочной железы) и рост объемов продаж коктейлей в ярких банках. Предпринимались неуверенные попытки сообщить об этом в федеральной прессе, после чего на любую негативную информацию о молодежном пойле в российских СМИ был наложен негласный запрет. Однако информационную блокаду журналисты иногда прорывают: каждый год фотосессии с выпускных вечеров радуют нас толпами невменяемых парней и девушек с банками коктейлей в руках. Молодежи кажется, что она вступает в новую жизнь, – на самом деле она освобождает жизненное пространство.

Тем временем производители алкогольных коктейлей стали работать с оставшейся здоровой молодежью еще плотнее. Например, для тех, кто еще не решился «умереть молодым», в Москве и Питере устраиваются всевозможные рэп-фестивали, сопровождающиеся широкой продажей коктейлей. И в итоге, несмотря на большие финансовые издержки, компаниям-производителям удается развеять в общественном сознании опасения перед своей продукцией.

Ближе к середине 2000-х годов на рынке появилась еще одна новинка – алкогольные энергетические напитки. Как показывает практика, употребления двух банок такого напитка в сутки на протяжении трех-четырех месяцев хватает для возникновения психической алкогольной зависимости. С физиологией все значительно страшнее. Если любителя коктейлей (а это зачастую школьники) вскрыть на прозекторском столе, то обнаружится печень взрослого ханурика с солидным «стажем» и сожженный желудочно-кишечный тракт. А вскрывают спившихся школьников с пугающей регулярностью.

Без этих коктейлей, пришедших на смену невинным лимонадам, теперь обходится редко какое подростково-молодежное мероприятие, где будущие «хроники» охотно позируют с жестяными банками в руках.

Для интереса я прошелся по киоскам, расположенным вблизи вузов в центре Уфы.

Действительно, пива и сигарет в этих киосках нет. Однако студенты, желающие покурить, выскакивают на мороз (как правило, без верхней одежды), бегут к другому ларьку, что находится за пару сотен метров, и спокойно покупают то, что хотят. В итоге к вреду от курения прилагается еще и угроза пневмонии.

Возможно, такие формальные запреты целесообразней заменить эффективной, а не формальной же пропагандой ЗОЖ? Ведь говорят в народе, что свинья грязь найдет, а уж для страждущего курильщика (алкоголика) и семь верст не крюк, что уж там двести метров до киоска, где «можно»…

Избитая истина – история повторяется, вот только не всегда римейк оказывается фарсом. Самой близкой аналогией к тому, что мы сегодня наблюдаем, является, пожалуй, эпоха «освоения» Северной Америки. Добрые прошедшие вакцинацию англосаксы раздавали непривитым индейцам «гуманитарную помощь» – одеяла, зараженные оспой. Но индейцы получали свою смерть бесплатно, а российская молодежь, хлещущая отраву, еще и приносит прибыль производителям.

Запад бережет свою молодежь. Бережет просто так – безо всяких «инновационных проектов», пафосных деклараций и «месячников здоровья». Потому что молодежь – будущее страны. А если кто-то из бизнесменов этого не понимает, ему буквой закона объяснят так, что он до старости всю зарплату будет отдавать в какой-нибудь «Фонд живой природы», чтобы хоть немного реабилитироваться в глазах общественности и государства.

Но у России и здесь «особый путь»…


17 15

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»