Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

В мире прекрасного
Храм души
17.02.2010
Елена СЕМЕНОВА

Храм души        

«Театр – не коммерческое предприятие. Театр – дело духовное, в театре можно (и нужно) спасаться от суеты, пошлости, находить ответы на вопросы, которые тебя мучают… Театр не зря когда-то назвали храмом. Театр – это место, где человек очищается, театр – вот спасение человеческой души».

Эти слова принадлежат художественному руководителю Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, заслуженному деятелю искусств РФ и РБ Михаилу Исааковичу Рабиновичу. И в своем театре он создает особый сценический мир – мир, который очищает человеческие души, заставляет их заглянуть в бездну бытия.

О режиссере как о человеке спектакли могут рассказать почти все. И в каждой работе Михаил Рабинович раскрывает свое мировоззрение, богатейший жизненный и творческий опыт (режиссер более четверти века руководит театром), свое особое отношение к сегодняшней действительности. Михаил Исаакович – режиссер от Бога. Пусть это звучит немного выспренно, но...

Пронести в душе боль войны и суметь так ясно передать ее на сцене может только человек, у которого есть вера. Спектакль «Луна и листопад» (по повести Мустая Карима «Помилование») – это не просто сценическая интерпретация события, которое произошло на войне, это – «сердце и слезы» войны. К концу спектакля у зрителя не возникает ни одного вопроса, все уже сказано, все ясно. Режиссер просто оставляет сопереживающего, плачущего зрителя смотреть на падающие освещенные луной листья. Луна – свидетель всей несправедливости смерти Любомира Зуха (его образ прекрасно воплотил на сцене Дамир Кротов), словно не соглашается с тем, что гибнет человек, так любивший мир, людей, девушку по имени Мария Тереза (героиню сыграла Алина Долгова). Листья оплакивают…. Это слезы поминания Любомира, а в его лице – сотен тысяч погибших на войне. А еще это слезы помилования, какое они получили на том свете, но которое никогда и нигде не получит капитан Казарин (в исполнении Николая Рихтера). А в его лице все те, кто «стояли у военного аппарата», поступались жизнями людей ради удовлетворения своих корыстных целей.

Режиссер в этом спектакле использует не только сцену, но и огромное экранное полотно, которое расширяет возможности театра (художник-постановщик – Вячеслав Виданов). Действие может начинаться на сцене, потом плавно переходить на экран, словно продолжать повествование, и наоборот. Режиссер умело выстраивает мизансценический рисунок так, что экранное полотно помогает решать сцены с ветром, с дорогой, с расстрелом. Экран придает спектаклю крупный визуальный масштаб: поддавшись ему режиссер рисковал потерять трогательность спектакля, сделать ткань спектакля грубой. Но этого не произошло. Михаил Рабинович в таком уникальном и сценическом, и экранном масштабе сумел сохранить глубину психологизма, не потерять тонкость отношений между персонажами. Спектакль «Луна и листопад» Михаил Исаакович «поднял» вертикально на высокодуховный уровень и горизонтально «направил» в сердце зрителя.

Для режиссера зритель – не просто созерцатель, а созидатель спектакля. Постановки Михаила Рабиновича по-особому актуальны. Может, потому что он «далеко не ходит», а ставит о том, что происходит с нами в реальной действительности.

Взять, например, спектакль «Дачники» Максима Горького. «Сцены из дачной жизни» – так определен его жанр, и он полностью оправдывает себя. Сцена за сценой, мы узнаем о жизни… дачной. Жизни, в которой люди забыли о своем предназначении – любить ближнего, нести за него ответственность, быть хозяином самому себе. Персонажи спектакля очень разные. Они живут на дачах как отдыхающие. У них нет понятия Дома. Бытует мнение, что от физического перемещения в пространстве человек не меняется. Так и в спектакле режиссер первое действие разворачивает на даче Сергея Васильевича Басова (его сыграл Владимир Латыпов-Догадов) и Варвары Михайловны (ее образ прекрасно воплотила на сцене Айгуль Шакирова), в гостиной (сценография Владимира Королева). Далее оно перемещается на улицу – это уже крыльцо и двор тех же Басовых. Затем мы видим героев отдыхающими на природе. Режиссер перемещает персонажей, переодевает в новые костюмы (художник по костюмам Ольга Герр), но внутреннего «перемещения», переоценки ценностей так и не происходит ни у одного из них. Каждый «взрывается», высказывает свою точку зрения (как, например, Суслов, чей образ прекрасно воплотил Александр Федеряев), но совершенно не меняется.

Удивительно, как в завершающей спектакль сцене Басов, Шалимов (его сыграл замечательный актер Владимир Епифанов) и присоединившаяся к ним Варвара Михайловна едят за столом. Едят по-настоящему. Так автор донес до сознания зрителя всю важность и неизбежность быта, поглотившего героев.

Михаил Рабинович в «Дачниках» вовсе не пытается решить «проблемы бытия человеческого», он просто ставит зрителя перед фактом: герои спектакля забывают о внутреннем бытие в утилитарном быту.

Посмотрев спектакль «Последний герой» Александра Марданя, поставленный Михаилом Исааковичем на малой сцене, понимаешь, что режиссера волнует проблема дома, очага. Его персонажи – это мы, жители и обитатели, арендаторы и хозяева, герои и злодеи. Все мы принимаем участие в его спектаклях, потому что они – о нас.

Михаил Рабинович в этой современной комедии (так определен жанр спектакля) разворачивает действие в старой хрущевке. Обычная семья в маленькой квартирке: жена Людмила (ее образ воплотила Ольга Лопухова) – педагог, муж Виктор в поисках себя, чей образ передал талантливый актер Владимир Абросимов, и дочь Катя (исполнительница роли – Ирина Бусыгина) – двадцатилетняя девица, которая самостоятельно вступает во взрослую жизнь. Все бы ничего, но их дом собираются сносить. Фирма-арендатор «Атлантида» предлагает за свой счет всем жителям переехать в новые квартиры. И тут начинается игра, перерастающая в борьбу. В ней Виктор остается побежденным. Он теряет семью и в конце спектакля теряет себя. Если бы их дом никто не сносил и на месте не строил очередное «коммерческое предприятие», то у Героя в современном обществе осталось бы место для спасения души.

Режиссер в этом спектакле заостряет внимание на проблемах быта семьи: с потолка от соседей постоянно капает вода, по телефону звонят подозрительные грибники, жена звонит неизвестному человеку. Обстановка бедноты, скудости (художник-постановщик Владимир Королев). Также четко ведется отсчет времени с помощью праздничных дат, похорон, переезда соседей и смены женихов Кати. Михаилу Рабиновичу такой быт и течение времени необходимы для того, чтобы показать героя – Виктора – изнутри. Он никуда не перемещается, за родовое гнездо жены не беспокоится, но прослеживается колоссальное изменение внутри этого человека. Тут режиссер показывает, как быт, разрушаясь, тянет за собой человека. И бессмысленно Виктору противостоять быту. Он исчезает вслед за ним.

Стоит заметить другую сторону спектакля: деньги. Но не как средство купли-продажи, а как шанс самоутвердиться, доказать, что в современном «коммерческом» социуме человек что-то значит. Эту больную социальную проблему Михаил Рабинович показывает в сценах, когда к Виктору в дом приходит Виталий, работник фирмы «Атлантида», чей образ воплотил Григорий Николаев. Он, а в дальнейших сценах и сестра Людмилы Татьяна (в исполнении актрисы Ирины Чуриковой) – нынешние хозяева жизни, потому что в их руках деньги и власть. Режиссер вовсе не показывает их безобразными, злыми. Например, сестра – высокая, статная женщина в дорогой одежде, модной обуви (художник по костюмам Жанна Верижникова), носитель «коммерческого» сознания. Она показана не отрицательной героиней, а просто другой, отличной от Людмилы, Кати. Последнюю режиссер изображает жертвой. Она жаждет влиться в этот новый социум. И что из этого получается? Жалкое создание без внутреннего стержня, без веры в себя. Влившись во взрослую жизнь, она так и не смогла найти в ней достойное место, утвердиться.

Спектакль получился целостным, каждая сцена – завершенная. Актеры прекрасно владеют техникой исполнения. Владимир Абросимов здесь очень органичный. Его существование на сцене не требует никаких доказательств. Он естес­твен, непринужден, порой трогателен, смешон. Он сам олицетворяет быт, делает его одухотворенным. Так прекрасно несет в себе все его признаки, что просто «одомашнивает» сцену за сценой. Например, когда предлагает выпить водки, когда под Новый год приносит в дом елку, когда рифмует слова...

Стоит сказать еще об одном спектакле Михаила Рабиновича – «Русское варенье». Автор пьесы – Людмила Улицкая. В программке жанр спектакля не обозначен. Тем самым режиссер предлагает зрителю самому понять, что, на его взгляд, это такое – русское варенье. Автор в этом спектакле старую подмосковную дачу превращает в «котел». Он в нем «варит варенье» из мам и пап, братьев и сестер, племянников и зятьев, снох и свекровей.

Вся сценография «котла» хаотична. Здесь изображена и гостиная, и комната Елены (ее прекрасно сыграла Татьяна Григорьева), и кухня, и беседка в саду… Между ними нет никаких перегородок. Присутствует обилие деталей, космос мелочей... Все это создает впечатление хлама, от которого пора избавляться.

Сцена очень сложна, громоздка, а в действии – наличие монологов. Думаю, спектакль воспринимался бы куда легче, если бы он был на малой сцене. Ведь для того, чтобы передать тонкость быта героев, сделать его доступным зрителю не только на визуальном, но и на психологическом уровне, нужна меньшая дистанция зрителя со спектаклем. Но Михаил Исаакович оправдывает свое решение ставить на большой сцене тем, что наполняет ее хламом для атмосферы хаоса. Да и дача многокомнатная, ведь в ней живет большая семья.

Захламленный быт, а в нем больной социум постановщик изображает для того, чтобы зритель смог понять, что людям действительно необходимо. Это – атмосфера уюта, которая создается только посредством любви всех членов семьи. А любовь – в музыке: отец Андрей Иванович Лепехин (его воплотил на сцене Анатолий Хаустов) садится за пианино, играет мелодию, и она сразу же роднит всех членов семьи. Они оставляют свои дела, собираются в центре сцены и тихонько, с улыбкой на лице слушают музыку. Эта любовь передается зрителю и также роднит зрительный зал.

В спектакле первое и второе действия разные. Если в первом изображается, как в утилитарном быте героям трудно сосредоточиться на их внутреннем мире, то второе действие показывает, что происходит с героями, если утилитарный быт разрушается. И оказывается, что они совершенно беспомощны, неприспособленны. Сцена опустела, дом просто исчез. Только косой туалет, коробки с вареньем и старое пианино.

Герои принимают решение варить «Русское варенье» для продажи. Ведь денег больше нет, дачу собираются сносить. Создается впечатление, что режиссер проявляет неосторожность в повторении сюжета. Ведь он так похож на сюжет из «Последнего героя»! Здесь та же пара представителей «коммерческого» социума: Ростислав, чей образ воплотил Григорий Николаев, и Алла, которую сыграла Ирина Чурикова. Это оставляет на актерах штамп. И само решение победы нового социума над старым, развалившимся бытом персонажей в этом спектакле повторяется: исчезает Дом, а вслед за ним и герои.

У Михаила Рабиновича получилось кислое «Русское варенье» (крыжовник виноват). Варенье – оно же на любителя.

Судить, как режиссер ставит, даже не хочется, потому что вызывает большое уважение то, что он ставит. Настоящий Мастер, Михаил Рабинович одним своим отношением к театру превратил его в Дом, нас – в своих гостей. А что он делает на сцене? Он же о нас думает! В такой театр зрителю всегда захочется вернуться, чтобы очиститься, спасти свою душу.


На фото: М. Рабинович на репетиции


21 13

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»