Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Люди республики
Альфия Каримова на сцене, в небе и дома
10.02.2010
Алла ДОКУЧАЕВА

       

После свадьбы молодая солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Альфия Каримова переехала к мужу в Алматы, и с тех пор, в течение последних двух лет, ее визиты на родную сцену становятся праздничными событиями для уфимских меломанов. Объясняется это не только тем, что публика успевает за время долгих отлучек соскучиться по талантливой певице, но и ее возросшей профессиональной зрелостью, которая и коллег по спектаклю заставляет приподниматься над обычным «проходным» уровнем и достигать определенных высот, как правило, стимулируемых объявлением о заезжих исполнителях главных партий. Так и случилось в один из недавних вечеров, когда своя солистка, превратившаяся в «гостью из Казахстана», пела в опере «Риголетто» и была такой пленительной Джильдой, что совершенно натурально верилось и в отчаяние ее отца после похищения дочери, и в пылкую влюбленность Герцога, и в самопожертвование самой героини во имя ее чувства к любимому.

Раиль Кучуков, которого можно поздравить с получением давно заслуженного звания российского масштаба, всегда исполняет партию Риголетто с полной отдачей, но на сей раз он превзошел самого себя, и его дуэты с Альфией Каримовой потрясали как музыкальной многокрасочностью, так и глубиной переживаний. Самые благодарные слова можно адресовать и другим солистам – Ильгаму Валиеву (Герцогу), Татьяне Никаноровой, Салавату Аскарову… Очень бережно и чутко сопровождал все арии и дуэты оркестр под управлением Рустэма Сулейманова. Как всегда, радовал хор. Когда на днях одна весьма «продвинутая» театралка призналась, что даже плакала – так разволновал ее этот спектакль, подумалось: результат усилий театра в идеале и должен быть таким, чтобы публика сопереживала, печалясь и радуясь вместе с исполнителями.

Альфия Каримова, с которой довелось познакомиться, когда она еще была студенткой в классе профессора Миляуши Галиевны Муртазиной, именно в этот приезд поделилась мыслью, казалось бы, очевидной, но созревшей в ее сознании благодаря собственным наблюдениям и опыту: надо много трудиться, не задерживаясь на достигнутых успехах, стремясь к большему не через одни лишь победы, но и анализируя неудачи. Только тогда будешь интересна и публике, и масштабным музыкальным руководителям, чтобы получить от них предложения значительных работ.

Это высказывание открыло мне новую Альфию, повзрослевшую и в человеческом, и в профессиональном плане. Года три тому назад она выглядела несколько самоуверенной и как-то очень легко прогнозировала свои дальнейшие музыкальные успехи. Сегодня она действительно таковые имеет, однако вкладывает в их достижение совсем другой смысл, а именно обязательность и серьезность работы над собой.

У меня сохранились публикации 2008 года театральных критиков из Казахстана об алма-атинской премьере «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. К примеру, из журнала «АРУЖАН»: «Блистательная Альфия Каримова – одна из немногих певиц, кому подвластны как сложные фиоритуры, так и драматические образы героинь». В другом журнале: «Подлинной героиней спектакля стала певица из Уфы Альфия Каримова». С тех пор она получила столь же восторженные оценки в прессе Башкортостана, Казахстана, Новосибирска, исполняя главные партии в «Снегурочке», «Травиате», «Фаусте», «Бал-маскараде», «Богеме», «Царской невесте», выступая в сольных концертах.

Перечисление через запятую таких серьезных работ, каждая из которых – сложнейшая ступень к оперному олимпу, конечно же, не дает представления ни о затраченных эмоциях певицы, ни о восторженной реакции публики. Но хотя бы два компетентнейших мнения здесь приведу. Во-первых, такого требовательного и бескомпромиссного педагога, как Миляуша Муртазина, которая не скрывала своего восхищения тем, как исполнила Альфия в упомянутом выше спектакле партию Джильды. Более того, она самой певице сказала самые теплые слова. Как утверждает Альфия, случилось это чуть ли не впервые в жизни, – в самом деле, обычно Миляуша Галиевна старается указать, что было не так, чтобы подтолкнуть своего ученика (даже уже много лет «бывшего», но для нее все равно остающегося им навсегда) к совершенству, которому нет предела. Второй отзыв принадлежит известному певцу Идрису Газиеву, у которого Альфия тоже занималась в Уфимском институте искусств: он заметил, насколько более зрелым мастером театра стала Альфия Каримова.

Убеждена, что в основе ее успехов не только талант и трудолюбие, но и сильный характер. Еще в детстве она настояла, чтобы мама отдала ее в музыкальную школу, и, хотя экзамены туда уже закончились, смогла добиться, чтобы ее приняли. В школьные годы настойчиво изучала английский язык, преуспев настолько, что учителя не сомневались в ее призвании переводчика или их будущего коллеги, а она, твердо зная о своем предназначении оперной певицы, таким образом заранее готовилась к будущим зарубежным гастролям. А ее участие более чем в двадцати вокальных конкурсах – разве это не проявление упорства и целеустремленности? Тщательная подготовка к ним нарабатывает и пополнение репертуара, и шлифовку каждого номера.

Замечательно, если удастся победить, – количество дипломов лауреата и наград за призовые места приближается к десятку, но и просто участие прибавляло опыта и завязывало такие творческие контакты, которые рождали самые невероятные предложения. Например, после конкурса в Барселоне уже в третий раз Альфия едет в Испанию, где на острове Ибица участвует в международном фестивале «Оперные ночи». После получения первой премии на Всероссийском вокальном конкурсе имени Валерии Барсовой ей предложили спеть концерт в Сочи. После третьего места в Международном конкурсе имени Рустема Яхина последовало приглашение в спектакль Казанского театра оперы и балета. Участие в конкурсе Пласидо Доминго в Париже, где она была финалисткой, сделало возможным ее выступление во Франции на Международном фестивале. После конкурса Бибигуль Тулегеновой, где Альфия завоевала Гран-при, ее пригласили в Алма-атинский театр оперы и балета. Кстати, самое, может быть, важное предложение в своей жизни она получила на этом же конкурсе от известного в Казахстане баритона Болата Жомартова, после чего и стала его женой. В опере Хамиди и Жубанова «Абай» они уже пели вместе, причем Альфия партию Ажар исполняла на казахском языке. Совсем недавно с огромным успехом прошел ее сольный концерт в зале «Казахконцерта». Он был посвящен 70-летию Союза композиторов Казахстана, и немалую часть программы взял на себя Болат.

Альфия с удовольствием экспериментирует. Ей интересны русские и западные романсы, она любит народные песни. Между прочим, к башкирским песням ее приобщила мама Фагима Каримовна, которая сама имеет неплохой голос, и все ее три сестры любят петь. Для Альфии они специально записывали на магнитофон исполнение протяжных народных песен, и в 12–13 лет девочка терпеливо разучивала, как правильно их петь. Кстати, когда в Новосибирске в концерте «Башкирская и русская музыка» молодая певица выступила с академическим оркестром под управлением Владимира Гусева, ее заметил главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Теодор Курентзис, музыкант очень известный, имеющий абонементные концерты в Московской консерватории, поставивший в Париже «Дон Карлоса» с Дмитрием Хворостовским, и пригласил Альфию сначала в их спектакль «Риголетто», а потом и в другие постановки, в частности в премьере «Царской невесты» она спела Марфу.

В ноябре 2009 года с этим театром она ездила в Сеул, а совсем недавно, 13 января, в концерте мелодий Штрауса исполняла куплеты Адели из «Летучей мыши» и «Весенние голоса».

– Это было незабываемо, – рассказывает Альфия. – Окна в узорах от рождественских морозов, а зал на 1800 мест переполнен и бурей аплодисментов встречает искрящуюся радостью музыку великого Штрауса.

График выступлений у певицы Каримовой достаточно плотный. В Уфе в этот приезд кроме «Риголетто» была еще «Волшебная флейта», где она пела Царицу ночи, а также запись на телевидении клипа на музыку Гершвина. В этом же месяце в Новосибирском театре оперы и балета она поет в концерте русского романса, а 4 марта в Новосибирской филармонии состоится ее сольный концерт с Академическим оркестром народных инструментов – в программе романсы русских композиторов и народные песни.

Альфия шутит, что главный ее дом – в небе. В самом деле, она так часто летает то в один город, то в другой, где ее ждут спектакли или концерты, что счастьем считает те дни, которые выпадает проводить дома, вдвоем с Болатом. Он ведь тоже востребованный артист с сильным лирическим баритоном, исполнитель таких важных партий, как Онегин в одноименной опере, Елецкий в «Пиковой даме», Роберт в «Иоланте», Фигаро в «Севильском цирюльнике», Жермон в «Травиате». Бывает так, что он уезжает в одну гастрольную поездку, а Альфия в другую. Тогда только мобильные телефоны спасают во время долгой разлуки. Зато как помнятся потом такие моменты, когда, например, возвращаясь из Берлина, где проходили Дни культуры Казахстана, Болат, зная, что днем раньше жена приехала из Новосибирска, по дороге из аэропорта заглядывает в цветочный магазин, чтобы на пороге появиться с букетом для Альфии. А уж если он дома и ждет ее с гастролей, то на столе будет приготовленное им мясное блюдо, которое вкусом может сравниться только с кулинарными изысками Фагимы Каримовны. В редкие приезды дочери в Уфу мама старается ее побаловать, так что Болату есть с кем соревноваться.

Альфия отвечает любимым людям заботой, нежностью и лаской. Она вообще удивительно женственна, а на сцене особенно ярко раскрываются все грани ее обаяния – и кокетливость, и лукавство, и непосредственность, и при этом такая глубина чувств, такой зрелый трагизм. Одаренная певица, талантливая актриса, она еще далеко не раскрыла весь свой богатейший потенциал. Хочется надеяться, что еще прогремит имя Альфии Каримовой, что впереди у нее много больших побед.


21 10

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»