Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Музыкальный салон
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ Наташи Кадыровой
10.02.2010
Ольга КУРГАНСКАЯ

       

Приглашения учиться за рубежом всегда привлекают лучших студентов республики. Но осуществить свою мечту доступно не многим. В предновогоднем концерте мы радовались за успешных братьев Чингиса и Искандера Ханнановых, Рустема Хамидуллина. А теперь в Малом зале филармонии со своими земляками встретится лауреат международных конкурсов Наталья Кадырова, обучающаяся в Париже у известного профессора, Артиста мира ЮНЕСКО Сергея Маркарова.

В ее программе заявлены великие имена – Бах, Моцарт, Прокофьев…

 

Первые успехи и первые испытания

Она пришла в Одиннадцатую музыкальную школу шестилетней девочкой и сразу обратила на себя внимание преподавателей своим недетским отношением к занятиям. Едва освоив первые навыки фортепианной игры, буквально через три с половиной месяца ученица подготовительного класса уже выступала в городском академическом концерте. Хрупкая, с маленькими руками, Наташа играла Этюд Черни, где не так-то просто справиться с трехзвучными аккордами. Это было первое испытание ее творческой воли и сценической выдержки.

А через год она принимала участие в конкурсе юных музыкантов и получила диплом лауреата III степени – для начала очень неплохо. За шесть лет учебы воспитанница музыкальной школы Наташа Кадырова участвовала в трех сольных соревнованиях: в Уфе и Воткинске, на родине Чайковского, – III премия, в испанском Сан-Себастьяне она стала второй.

Просматривая сейчас список ее конкурсных побед, можно отметить, что ей не удавалось быть первой (за исключением фортепианных дуэтов). Почему? Это вопрос к судьям. Им виднее… Возможно, ее соперники отличались более яркой индивидуальностью и артистичностью. А может быть, судей что-то не устраивало в интерпретации музыкальных сочинений. Короче, «вкус и цвет» жюри не совпадали с красками звуковой палитры и манерой игры юной конкурсантки.

Буклет с информацией о любом конкурсе открывается словами, звучащими примерно так: «Конкурс служит выявлению и поощрению новых талантов». И эта ответственность возлагается на членов жюри, как правило, единодушных в своих оценках. Каждому профессионалу известно, что диплом лауреата должен отражать его сегодняшнее мастерство, его потенциал и являться стимулом для дальнейшего развития таланта.

Но сколько же их было – лауреатов, этих признанных лидеров, обладателей первых премий и даже Гран-при?! Сотни и сотни… Где они сейчас? В большинстве своем растворились во времени и пространстве.

А Наталья Кадырова, дабы не разгневать капризную госпожу Фортуну, упорно продолжает совершенствоваться. Недаром профессор Высшей Парижской национальной консерватории Сергей Маркаров, побывавший около двух лет назад с визитом в Уфе, отмечал скромность и трудолюбие своей ученицы, лестно отзываясь о ее успешных занятиях и зарубежных гастролях. К слову сказать, школьный наставник в свое время основательно потрудился над формированием игрового аппарата девочки. Отказавшись от современной скоростной практики в подготовке будущего музыканта, удалось избежать физической перегрузки и опасной «болезни рук», столь часто встречающейся среди скороспелых юных дарований.

Ну а то, что Наташе когда-то не удавалось дотянуться до первой ступеньки почетного пьедестала, нисколько ее не смущало. Главная цель – музыка, ставшая уже в раннем возрасте детским счастьем и прекрасной мечтой – быть не просто пианисткой, а хорошим музыкантом. И всякий раз после очередного публичного выступления или конкурса происходила переоценка собственных сил и переосмысление исполнительских задач.

 

Испанский дневник

Музыка никогда и никому не обещает ровной дороги. На этом долгом и трудном пути каждый музыкант сам себе проводник. Стоит только чуть-чуть потерять ориентир – и тебя понесет по ямам и кочкам. Так случилось на V международном конкурсе в Сан-Себастьяне, где был возможен полный успех. Прекрасная организация, отличные рояли «Ямаха» и, что так редко бывает, действительно независимое жюри… Но, к сожалению, Наташу захлестнуло волной конкурсной амбициозности, и на этой важной дистанции она не рассчитала свои силы.

И это не случайность, а вполне объяснимое состояние души. Воспитанницы одного педагога, приехавшие на музыкальное состязание в Страну Басков, составляли друг другу конкуренцию. И Наташа, всегда такая логичная, рациональная, вдруг потеряла на сцене равновесие и самоконтроль. По-видимому, ей, более младшей по возрасту, очень хотелось обойти свою сильную соперницу – 7-классницу Катю Князеву (сейчас она аспирантка Санкт-Петербургской консерватории). Необоснованно ускоренный темп придал ее исполнению суету и нервозность, что отразилось на характере и качестве звука обязательных пьес. Но не совсем удачное исполнение быс­тро отрезвило ее самолюбие, и уже в ансамбле соперницы стали партнершами, равных которым в этой номинации не было.

К двенадцатилетней Наташе Кадыровой в Испании был особый интерес. И после соревнований, помимо гала-концерта, ей была предоставлена возможность сольного выступления, что стало успешным стартом на международной сцене. Ее игра удивила и покорила испанскую публику, а европейские музыканты отмечали сложность программы и качественный исполнительский уровень. В тот вечер звучали Прелюдия и фуга Fis-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, Соната № 2 Гайдна, Песня без слов № 1 Мендельсона, Март и Апрель Чайковского из цикла «Времена года», Пьеса-фантазия Рахманинова.

Но и это не все. Девочки с далекого Урала показали свое искусство фортепианного дуэта – Две джазовые миниатюры Нортона, Пять немецких танцев Шуберта, Четыре части цикла Мендельсона «Шесть детских пьес», ор. 72, в переложении Касимова вокальный «Зимний романс» Хасанова.

Согласитесь, для пятиклассницы это слишком серьезное испытание. Но доброжелательная публика, ее восторженные эмоции вызывали душевный подъем, желание проявить свой артистический талант и показать русскую пианистическую школу.

Еще до конкурса в Сан-Себастьяне эта девочка была замечена в музыкантских кругах. Уже в третьем классе Наташа стала участником, а вскоре и стипендиатом благотворительной программы «Новые имена». В 1997 году ее имя было занесено в «Золотую книгу Башкортостана "Новые имена" ХХ век – XXI веку». Успешные выступления на концертах, фестивалях не прошли мимо внимания прессы, радио, телевидения. Но все это обязывало больше работать над собой.

Именно в начальные годы своей учебы Наташа приобрела все необходимые навыки игры на рояле, способствующие ее дальнейшему росту. Она всегда любила Баха, на сочинениях которого оттачивала звуковую ровность, осваивала полифоническую структуру и добивалась тембральности голосов; в сонатах Гайдна и Моцарта работала над техникой формообразования и венской легкостью звука.

Часто можно слышать: «он владеет техникой». И для многих это означает, что пианист играет четко и быстро. Но это не совсем так. Понятие техники включает в себя целый комплекс – полифоническое мышление и пение на рояле, динамику и артикуляцию. А моторика – лишь часть техники, пусть наиболее очевидная, но малая. Очень сложно исполнять на полузвуке, что возможно лишь при «дышащих» руках и пальцах – предельно чутких и гибких. Тончайшее pianissimo, то есть «эффект эхо», часто встречается в сочинениях композиторов-романтиков – Шуберта, Шопена, Шумана… И технике изящного, завуалированного звука надо много учиться, иначе этот таинственный мир так и останется закрытым.

 

Встреча с Францией

Изучение в детстве сочинений самого классичного романтика, Мендельсона, проложило мостик в будущее, когда семнадцатилетняя Наташа поехала на конкурс в Париж.

И там помимо второй премии за исполнение программы она получила специальный приз Международного издательства «Шотт» за интерпретацию Мендельсона. Значит, все было не зря. Полюбившиеся с детства изысканные мелодии его сочинений Наташа хранила в памяти, чтобы через несколько лет вернуться к светлому гению Мендельсона – в «Серьезных вариациях».

…Париж, город, ошеломляющий архитектурой и своими художественными ценностями: Эйфелева башня, Лувр, Версаль… Недаром в ХIХ веке центр европейской культурной жизни переместился из Вены в столицу Франции.

Воспоминания о Париже тревожили и волновали душу. Позади остался одиннадцатый класс. Уже открыты двери Уфимской академии искусств, но Наташа размечталась об учебе в Париже. Профессора Сергея Маркарова пригласили на прослушивание российской пианистки, встреча с которой состоялась в штаб-квартире ЮНЕСКО. Исполнение Наташи ему понравилось, и он взял ее в свой класс.

Вот он, счастливый билет, дающий право на учебу в Париже! Конечно, ей повезло с таким высококлассным наставником, концертирующим пианистом, первым из российских музыкантов, Артистом мира ЮНЕСКО, с которым сотрудничают выдающиеся дирижеры, такие как Юрий Башмет и Валерий Гергиев.

И Наташа к этой встрече была готова.

Подумать только, в свои 24 года она имеет 18-летний стаж учебы! Много времени прошло с тех пор, как она маленькой девочкой впервые прикоснулась к волшебным клавишам рояля и влюбилась навсегда в неземную красоту звуков. Теперь, уже взрослая, Наташа познакомит нас с музыкой своих кумиров детства, что всегда вдохновляли ее, дарили радость и открывали окно в большой мир искусства. И по-прежнему ей не занимать трудолюбия, упорства, преданности и любви к музыке, которую она считает подарком судьбы.


15 13

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»