Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

К 100-летию со дня рождения Закирьяна Ханова
Царь сцены
24.02.2010
Эльвира ИСКУЖИНА

Царь сцены        

…Почитатели башкирского театрального искусства, конечно же, вспомнят великих Хановых – настоящих царей сцены (фамилия обязывает!). Например, блистательного Олега Ханова, начинавшего свой творческий путь в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури, а затем возглавившего республиканский ТЮЗ, сегодняшний Национальный молодежный театр РБ имени Мустая Карима. Позднее он играл в театре «Сатирикон» у Константина Райкина, в оренбургском театре у Рифката Исрафилова. А ныне – снова на родине, является главным режиссером Салаватского башкирского драматического театра.

Основоположник театральной династии Хановых – Закирьян Ханович, отец Олега. Народный артист. Великолепный актер Сибайского башкирского драматического театра с большим багажом сыгранных ролей – их свыше ста!

Он родился и вырос в одном из самых живописных мест нашей республики, которое своей красотой вдохновляет многих художников (в самом широком значении этого слова) на создание шедевров, – на родине поэта, национального героя Салавата Юлаева, в Салаватском районе. Творческая атмосфера, сам дух мест, где рос и мужал батыр, – все это рождало и воспитывало в широкой душе маленького Закирьяна интерес к жизни народа, к его обычаям, художественному наследию. С малых лет у него развивалась любовь к прекрасному – именно поэтому тропа судьбы привела Ханова в Кигинский башкирский колхозно-совхозный государственный театр. Семнадцатилетнего паренька коллектив принял радушно. Несмотря на то, что Закирьян сразу не стал актером (сначала был подсобным рабочим), он чувствовал себя в театре как рыба в воде – это была его стихия. С большим интересом и любопытством наблюдал за работой опытных актеров театра, усердно у них учился. Позднее, уже будучи народным артистом, в своих воспоминаниях Ханов отметит роль актеров старшего поколения Кигинского театра в формировании своего актерского мастерства: Б. Бикмухаметова, М. Гиззатуллина, А. Камалова, М. Исламовой, М. Лукманова, Р. Сагитовой… Работая над ролью, даже самой незначительной, Закирьян Ханов, следуя за опытными артистами, кропотливо изучал не только текст пьесы, но и эпоху, в которой жили персонажи произведения.

В период работы в Кигинском театре Ханов в спектаклях «Башмачки» по пьесе Х. Ибрагимова, «Наемщик», «Праздник победы», «Прославленное время» по произведениям Т. Гиззата создал ряд интересных и привлекательных образов, столь полюбившихся зрителям. Но начавшаяся война прервала творческий путь юного актера – Закирьян вступил в ряды Красной Армии.

Впрочем, после войны Ханов продолжил работу в Кигинском театре. Но самым плодотворным периодом его творчества считается период, начавшийся с 1957 года. Именно с этого момента жизнь Закрьяна Хановича неразрывно связана с Баймакским колхозно-совхозным театром (ныне Сибайский башкирский драматический театр). С еще большим воодушевлением, новыми силами и с большим чувством любви к своей профессии он принялся за работу.

Актер Сибайского башкирского драматического театра Х. Сафин в своих воспоминаниях о коллеге писал: «Сыгранные актером роли не нуждаются в перечислении, ибо он всегда был героем сцены». И добавил, что герои, созданные Хановым, разные, непохожие друг на друга. Это дает понять, что Ханов – актер с большим диапазоном, которому удалось воплотить на сцене разные характеры, показать разные судьбы непохожих людей. Он играл в пьесах Мольера, Шиллера, Гоголя, Островского, Горького, Фадеева, Карима, Юлтыя, Мифтахова, Ибрагимова… Но всех его героев связывало одно главное качество – человечность. «Его герой – это Человек», – писал Х. Сафин. И актер всегда пытался донести до зрителя идеалы добра, духовности и справедливости.

Театровед Суюндук Саитов отмечал, что сердцевина искусства этого актера – биография людей, которым за 50, будь то Сарафанов в спектакле «Старший сын» по пьесе Вампилова или Юлай в спектакле «Салават» Мустая Карима… Актеру были очень дороги радости и боли, но еще больше он ценил жизненный опыт своих героев. Юлая Ханов воплотил на сцене как монументальный образ, образ-символ – он был отцом не только славного Салавата, но всех юных батыров, его сподвижников. Настоящий патриот, любящий свою землю; отец, любящий всех своих сыновей…

Величественный стан, яркая внешность, царственная походка, великолепная речь – Закирьян Ханов воистину был царем сцены, перед которым преклонялись многие. А в жизни, как вспоминают современники Ханова, он был очень трудолюбивым, скромным, принципиальным и человечным. Кажется, это и есть самые главные черты характера настоящего хана – царя…


27 10

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»