Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Есть мнение
Учат в «Школе»
03.03.2010
Юлия АБДУЛЛИНА

       

«“Школа” – прорыв, настоящая надежда, открытие нового телевидения», – утверждает руководитель Первого канала и продюсер проекта Константин Эрнст. Главное, что становится понятным из таких заявлений, – сериал будет обсуждаем, скандален, а потому – неизбежно популярен: такая уж у людей психология.

Отбросив излишний скепсис и иронию, поговорим о жестком проекте так, как он того заслуживает, – жестко. Вот что говорят о сериале люди самых разных профессий, интересов, возраста…

Л. Пономарева, начальник гуманитарного управления Админис­трации Кировского района Уфы:

– Фильм соткан исключительно из негатива – ни одной крупицы чего-то положительного, никакого света в конце тоннеля просто нет. Но для создания объективной картины «голого» негатива слишком мало. Впрочем, возможно, этот сериал должен сказать обществу, что у молодежи нет сегодня ничего, кроме комплексов, обид, постоянных конфликтов? Неужели у молодых людей настолько потребительское отношение к жизни: школа была хорошей – сниму хорошо, школа ДЛЯ МЕНЯ была плохой – сниму обязательно только плохо? Конечно, негативный опыт на сегодняшний день у школы имеет место, но зачем абсолютизировать его, зачем распространять на всю страну?

С. Маджар, художник:

– Как художник могу сказать, что все наше современное искусство страдает сильнейшим натурализмом. Главным оправданием показа откровенной чернухи и нецензурщины становится «правда жизни» – мол, мы за ними по пятам ходили для сбора материала, на камеру их в повседневной школьной жизни без их ведома записывали… Ну и что? А в итоге произошло то же самое, что и с любым, даже самым надуманным, художественным сюжетом – авторы показали лишь свое видение, только то, что сами хотели увидеть и увидели. К тому же, идя на поводу у того «контингента» (даже школьниками их как-то назвать трудно), который им наиболее интересен, авторы фильма лучше любой рекламы сработали на пропаганду асоциального образа жизни. Но загляните в любую подворотню – там такая «правда жизни».

В. Тимирханов, декан филологического факультета БГПУ им. М. Акмуллы, доцент:

– В наступившем Году учителя наболевшие вопросы и проблемы образования звучат особенно остро. А «Школа», на мой взгляд, нас во всем этом лишь запутает окончательно, введет в заблуждение, направит наши мысли о школе в неверное русло. И вот уже в итоге мы думаем о том, похожи мы на персонажей на экране или нет, решаем, что делать с сериалом, снимать ли «Антишколу»… А ведь тем временем проблемы образования продолжают существовать совсем на другом уровне. Порой кажется, что сериал поднимает всего лишь проблемы психики Гай Германики, а не современной школы. Откуда свалившаяся на фильм популярность? Причина – тема этого проекта очень ожидаема нами, зрителями. Вот и все. В остальном же сериал откровенно слабый.

Разве то, что мы видим на экране, будет способствовать приходу в школы студентов-выпускников, привлечет новых учителей? Одна надежда на то, что ни дети, ни студенты не смотрят этот сериал. И так начался Год учителя? Удивительно.

Э. Файзуллина, директор Центра культуры, доцент БГПУ им. М. Акмуллы:

– Фильм вызвал у меня взрыв прямо противоположных эмоций, главная из которых: очень жалко учителей (правда, я таких учителей, какие показаны в «Школе», не знаю) и детей – то ли какие-то зверьки, то ли извращенцы. Мне хочется сказать о другом впечатлении, прямо противоположном: в конце января на БСТ были приглашены участники премьерного спектакля нашего Русского театра драмы, и разговор шел о том, нужен ли современной молодежи театр. Речь, конечно, не о передаче – речь об участниках, о форме подачи. Все абсолютно нормально говорили на нормальном русском языке, разговор шел, конечно же, о спектакле, и участники спектакля, непрофессиональные актеры, интересно рассказывали о работе над спектаклем, о своей сильной загруженности, многие работают на двух работах, – и ведь это тоже молодежь, наша молодежь, настроенная на позитив, на созидание. Что касается «обаяния зла» и разрушительной силы искусства – вероятно, об этом нужно говорить отдельно, хотя это и противно. Думается, не обязательно ждать просмотра всех 60 серий, – я не считаю это произведение достойным такого внимания.

Отечественным кинематографом накоплен определенный опыт в области создания талантливых, проблемных фильмов о нашей школе – причем острых, когда авторы не обходили стороной проблемы как подростков, так и учителей: «Доживем до понедельника», «Школьный вальс», «Плюмбум, или Опасная игра», «Чучело», «Легко ли быть молодым?». Уже этот список позволяет говорить о наличии определенных традиций в отечес­твенном кино. А Валерия Гай Германика пытается изобрести велосипед, повествуя о школе как будто бы с нуля, как будто бы до нее никто за эту тему не брался. Я не знаю таких школ, таких учителей, таких учеников ни в Уфе, ни в республике. И меня удивляет тот факт, что авторы фильма, да и руководитель Первого телевизионного канала беззастенчиво ставят этот сериал в один ряд с названными фильмами.

Т. Миролюбова, доцент БГПУ им. М. Акмуллы:

– Это настоящая диверсия. Нам уже не раз показывали, что сегодня в нашей «свободной» стране можно все. Вот добрались и до школы. Причем показывают сериал дважды в день, в прайм-тайм, – факт для нашего телевидения сам по себе беспрецедентный. Да, действительно, к Году учителя мы подошли с реальными проблемами в сфере образования и воспитания, в частности отсутствием патриотического, гражданского, а главное – нравственного воспитания. К сожалению, налицо очередной исключительно коммерческий подход к образованию в целом – и к школе в частности – со стороны СМИ. Год учителя должен стать годом решения наболевших проблем в сфере образования, а не годом модных пиар-проектов и пустопорожних обсуждений. Нужны серьезные кинопроизведения о школе, а не безвкусные пошлые поделки, которые даже кинематографом не назовешь.

М. Хафизов, председатель студенческой профсоюзной организации БГПУ им. М. Акмуллы:

– Как показал еще один раскрученный проект телевидения, его качество – мы никак не можем подняться над уровнем субъективизма. Ничего нового о проблемах школы, современного образования фильм не говорит, да и мы, зрители, посмотрев сериал, сказать ничего не можем. И уж тем более сериал не поможет эти самые проблемы решить, да и вообще школу как таковую в фильме не показывают. Сериал можно переименовать, например, в «Подонки» – и он ничего от этого не потеряет.

П. Федоров, заведующий библиографическим отделом биб­лио­теки БГПУ им. М. Акмуллы:

– Мне кажется, главный урок «Школы» заключается в том, что в этом сериале наглядно представлено то общество, которое создавалось последние 20 лет, а может, и больше. Это потребительский мир без любви и веры, в основу которого положен безграничный эгоизм. Самое печальное в этой истории то, что создатели и покровители этого проекта отличаются от героев сериала лишь более высоким уровнем образования и своих претензий к миру. Безусловно, в нынешней России еще сохраняются многочисленные рудименты прежних культур – христианской, исламской, имперской, советской, поэтому многие зрители не приняли этот фильм и обвинили его в кл евете на современную школу. Думаю, что таких школ, какая представлена в фильме, нет в реальной жизни – но убогий культурный мирок значительной части наших современников этот сериал отражает. Причем отражает совершенно некритически.

Н. Закреева, учитель школы № 97, г. Уфа:

– Посмотрели первую серию с сыном-школьником, оба пришли в полный и неописуемый ужас. А потом сын сказал мне: «Мама, успокойся, – у нас в школе такого нет». С большим трудом заставила себя смотреть сериал после таких нелицеприятных анонсов и реклам только потому, что настойчиво просили посмотреть ученики, чтобы потом обсудить. Нужно было детям совершенно четко дать понять, что это за проект и как к нему относиться. Ну а как учитель могу сказать одно: о какой социальной защите и каких-либо гарантиях может идти речь после разрешения этого сериала?

Костя Перепельчаев, ученик 6 класса школы № 21, г. Уфа:

– Общее настроение сериала – постоянная злость и агрессия. Уж мы точно не такие. Школьная, именно учебная часть жизни у нас очень насыщенная и порой даже веселая, поэтому даже если у нас кто-то не успевает или плохо себя ведет, задачи осознанно доводить учителей и унижать друг друга никто не ставит.

Людмила Савельева, ученица 10 класса гимназии № 64, г. Уфа:

– Такое ощущение, что учатся в этом классе одни неудачники. В первых нескольких сериях постоянно всплывает тема личности – мол, я же личность! Но вот как раз личности там нет ни одной. В плане героев фильм откровенно скучный, герои убоги и примитивны: если они не будут постоянно драться, выражаться и доводить взрослых, фильм распадется окончательно. А ведь даже самый необучаемый ребенок имеет к этому возрасту свои интересы, наклонности. Мне кажется, дай старшеклассникам-выпускникам возможность высказаться – устроили бы какое-нибудь анкетирование  или опрос, в конце концов – получилось бы, наверное, что-то совсем противоположное тому, что мы видим на экране. Ведь сегодня время диктует нам необходимость быть достаточно прагматичными, деловыми, целеустремленными. Для меня «Школа» – проект, не имеющий отношения к школе, рассыпающийся от собственной нежизнеспособности.

 

•••

То, что на телевидении сегодня назвали «Школой», – это жестокий мир детства одного человека: автора фильма. Вряд ли это имеет отношение ко всем нашим школам, хотя создатели и пытаются нас в этом убедить. И с трактовкой этого очень личностного отношения можно было бы согласиться, не будь она настолько агрессивной и примитивной. Кстати, именно в силу топорности от серии к серии «Школа» становится все скучнее.

В сериале нормы и границы размыты до предела, причем не для того, чтобы показать, будто в таком состоянии пребывает нынешняя молодежь, – такова сама суть фильма (этому, кстати, очень способствует «дрожащая камера», создающая ложное впечатление документальности). Непонятно отношение режиссера к своим героям: то ли она «внутри» них, то ли она равнодушный наблюдатель. А вот у зрителя эти персонажи вряд ли могут вызвать иную реакцию, кроме негативной. Абсурдность проекта еще и в том, что рассказать обо всех подростках России взялась молодая девушка, причем в создании фильма не учас­твовало ни одного педагога, психолога, детского врача, социолога, родителя, в конце концов – хотя бы чисто теоретически, на уровне советов. Возможно, за спиной режиссера стоит бригада совсем иных «профессионалов», но тогда к чему все эти декорации? Нас насильно загоняют в жесткие рамки одного предельно субъективного мнения – причем мнения человека то ли обиженного, то ли даже мстящего. Вот как аукнулись пресловутые «годы реформ».

То, что показано в «Школе», частично существует. Но КАК это показано? Как собрание самых разнообразных моральных уродств, которое представляется нормальной повседневной жизнью российской школы. Но ведь это далеко не так…


19 12

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»