Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Персона
«За все тебя благодарю»
10.03.2010
Эльмира ДАВЫДОВА

«За все тебя благодарю»        

Альда Валеева… Это имя знакомо всем телезрителям республики. Много лет пропагандирует она культуру и искусство Башкортостана – этому посвящены ее телепередачи, фильмы, книги, статьи… больше 40 лет верно и преданно служит она республиканскому телевидению, у истоков которого стояла. Альда Акрамовна – заслуженный работник культуры Башкортостана, член Союза журналистов и Союза кинематографистов России и Башкортостана. Ее незаурядный талант востребован всегда – в этом отношении она на редкость счастливый человек.

Родилась Альда в семье видного башкирского писателя Акрама Вали. Ей было полтора года, когда отец ушел на фронт. В боях за Кенигсберг, где он командовал штурмовым батальоном, Акрам был тяжело ранен, попал в госпиталь. Домой вернулся осенью 1945 года. Отец был всегда очень внимателен к дочери, и она радовала его своими успехами, окончила школу с золотой медалью.

Когда встал вопрос выбора жизненного пути, Альда решила стать журналистом, хотя отец советовал ей поступать на филфак: журналистика слишком сложная профессия, убеждал он. Но дочь проявила характер.

Позже отец, принявший выбор дочери, писал ей в Свердловск: «Надо быть смелой, активной, инициативной. Этого требует твоя будущая профессия. Инертный журналист мало чего добьется, даже имея незаурядный талант…»

В те годы существовала система распределения молодых специалистов: в Уральский университет, который оканчивала Альда, пришли запросы из газет, и она колебалась между Кишиневом и Петрозаводском, да и самостоятельности хотелось. Но серьезно заболел отец (мама умерла, когда Альде было 18), и она поехала в Уфу.

На республиканское телевидение Альда пришла в августе 1962 года.

– Меня пригласили на республиканское телевидение, которое делало первые шаги, ему было всего 4 года, – вспоминает Альда Валеева. – Специалистов было мало, ведь учебных заведений, которые целенаправленно готовили бы кадры для ТВ, пока не существовало. В художественной редакции, куда я попала, работали талантливые люди – мыслящие, творческие, увлеченные. Было у кого поучиться – Инна Хакимова, Раиса Стрижкова, Ирина Любимова, Шакир Янбаев… Царила атмосфера дружбы и тепла, было очень интересно работать. А какие были телевизионные постановки с участием ведущих артистов! Работали блистательные режиссеры Рафгат Файзи, Александр Филимонов, Владислав Пищальников, Владимир Волков…

Главной темой творчества А. Валеевой стала культура. Спустя годы она стала комментатором башкирского телевидения, круг ее интересов был обширен – в частности, литература; интересно было работать над очерками о творчестве писателей Башкирии. Самой значительной в этом плане стала программа «Эдебият» («Литература»). Параллельно с ней выходила тоже часовая программа «Культура Башкортостана», посвященная самым разным темам, – искусство, театр, живопись; творчество замечательных самородков земли башкирской, которые жили в самых разных уголках республики. И третья передача, которая тоже выходила ежемесячно, – «Беседы об искусстве». О ней Альда Акрамовна говорит так: 

– Моими героями были не деятели искусства, но люди, искусство искренне любящие. Участниками передач были, например, врачи – Альфия Бикбаева, Лена Карамова, Рашид Бадыков, инженеры, председатели колхозов, словом, люди самых разных профессий, но интересные, одаренные чувством прекрасного.

Альда Акрамовна быстро становится популярной. Главный редактор художес­твенных передач Раиса Стрижкова писала о ней: «На нашем голубом экране загорается новая звезда тележурналистики – Альда Валеева. И вскоре становится очень популярной как среди коллег, так и телезрителей. Она, как говорится, журналист от Бога, свободно чувствует себя в любом жанре».

Ее узнают везде, на телевидение приходят письма и открытки. Например, такая (после  передачи, посвященной памяти поэтессы Заремы Ахмедьяновой): «Уважаемая т. Валеева! Разрешите поздравить Вас с Новым годом и пожелать Вам всего самого доброго. Ваша работа на телевидении всегда приносит нам радость. Покоряет эрудиция, доброта и человечность. Спасибо за вечер встречи с жизнью и творчеством Заремы. Будьте здоровы и счастливы. Л. Гнетова, г. Мелеуз».

В 1993 году было создано творческое объединение «Кино». Руководитель ГТРК Салават Кильдин предложил Валеевой возглавить его. И она с присущим ей пылом взялась за это начинание. Было создано немало замечательных фильмов о композиторах, художниках, певцах – «Окно, распахнутое в весну» (о Рауфе Муртазине), «Я песней возвращусь» (о Газизе Альмухаметове), «Маленькие праздники в собственном доме» (об Адие Ситдиковой), «Красная гвоздика» (о Радике Гарееве), «Здесь мои корни» (об Ахмате Лутфуллине), «О, я хочу безумно жить!» (о Борисе Домашникове), фильм о начале артистического пути молодого певца Аскара Абдразакова «На взлете».

– Были и планы на будущее, – говорит Альда Валеева. – Но начались реформы, развал экономики и развал культуры. Трудно стало добывать деньги для создания фильмов, а кино же требует немалых затрат: японская пленка, на которую мы снимали, очень дорогая. В ГТРК пришло новое руководство, и кинопроизводство кончилось. Тогда я и ушла с телевидения. Михаил Исакович Рабинович пригласил меня в Русский театр драмы, где я работала четыре года – делала передачи об актерах, режиссерах. Когда Андрей Геннадьевич Шишкин стал директором театра оперы и балета, он пригласил меня возглавить отдел по связям с общественностью. Так началась моя работа в оперном театре… Конечно, я хорошо знала  его благодаря своей телевизионной работе. Но здесь как следует окунулась в его жизнь.

Все годы Альда Акрамовна, где бы ни работала, оставалась верна изобразительному искусству, художникам. Вот что она пишет в книге «Телевидение – жизнь моя»: «Творчество Тюлькина, Домашникова, Лутфуллина, Нурмухаметова, Ситдиковой, Бурзянцева и других мастеров я изучала в течение многих лет. Старалась показать творческую лабораторию художника, представить его как неповторимую личность. Многие мои герои стали близкими друзьями, а циклы передач “В мастерской художника” и “Палитра” дали материал для будущих фильмов».

– Особенно близкие отношения сложились с Адией Ситдиковой, – говорит Альда Валеева. – Адия Хабибулловна стала мне близким другом, нежно опекала меня, давала советы. Рано потеряв маму, я очень нуждалась в таком теплом человеческом общении. Это была удивительная женщина, очень самобытная, талантливая… Сначала я сделала передачу о ней, затем фильм «Маленькие праздники в собственном доме». Наконец, написала книгу – документальную повесть. Это первая книга, в которой запечатлелась ее жизнь и творчество.

– Помню, какой успех имел фильм о Радике Гарееве «Красная гвоздика». На его показе в Доме актера был полный аншлаг, у зрителей слезы были на глазах…

– Фильм этот по моему сценарию начали снимать еще при жизни Радика. Но мы очень мало успели снять: безвременная смерть певца потрясла всех. Редакция Российского телевидения помогла организовать в Москве встречу с людьми, которые хорошо знали Радика, общались с ним, – композиторы Александра Пахмутова и Евгений Дога, актриса Валентина Титова, космонавт Александр Серебряков.

Параллельно появилась идея написать и издать книгу воспоминаний о замечательном артисте, певце, человеке. Помогли друзья Радика и издательство «Слово», которым в ту пору руководил Шамиль Хазиахметов. Книга, рукопись которой я подготовила за полтора месяца, печаталась в Санкт-Петербурге. Через полгода после ухода Радика состоялась презентация книги и показ фильма «Красная гвоздика», «Печаль моя светла»…

– А теперь о фильмах, посвященных театральному искусству, а точнее – башкирскому балету, которые были сняты за рубежом. Например, как возникла идея снять фильм «Праздник на берегу любви»?

– В феврале 1995 года Бертье, генеральный директор международного коллектива «Молодой балет Франции», привез своих артистов в Уфу. Пять вечеров подряд гости из Франции и наши артисты балета выступали на сцене нашего театра в совместных программах. По заказу театра я вместе с оператором Леонидом Мешковым сняла фильм «Пять вечеров с "Молодым балетом Франции"». Его отправили в Париж. Бертье фильм понравился. И в период подготовки ответной поездки молодых артистов балета Башкортостана на организуемый Бертье Международный фестиваль молодых артистов балета имени Р. Нуриева, который должен был состояться на западном побережье Франции, в городе Ля-Боле, пришло приглашение и нам с Мешковым. Так родился фильм «Праздник на берегу любви».

А в 2003 году труппа башкирского балета поехала на гастроли в Италию. О них я сняла двухчасовой фильм «Миланские вечера башкирского балета». А через год наши артисты были приглашены на гастроли в Португалию. В результате родился мой третий зарубежный фильм «Португалия, далекая и близкая». 

Талантливый человек может все, вот и тележурналист Валеева быстро втянулась в мир музыкального театра с его особой спецификой. Сколько ею подготовлено разных передач, телеочерков, сколько снято интересных фильмов. Это портреты ведущих деятелей искусства: «Под управлением любви» (о главном хормейстере театра Эльвире Гайфуллиной), «Пусть зажгутся новые звезды» (о сегодняшнем руководителе хореографической труппы Леоноре Куватовой). А первый фильм о ней –  «Чарующий полет» по сценарию Валеевой – был создан еще в 1984 году и растиражирован по всему Советскому Союзу. За последнее время Альдой Акрамовной снято еще два очень интересных видеофильма – «Лебедь и принц» (о солистах балета Гульсине Мавлюкасовой и Ильдаре Маняпове), «Танец струящейся радости»  (о Римме Закировой).

Героями передач А. Валеевой стали ведущие солисты оперы, например Х. Ишбулдин, Я. Абдульманов, Р. Кучуков. Очень интересной получилась программа, посвященная участию БГТОиБ в Международном проекте «Золотые мосты Тюрксой», за которую автор телеочерка получила почетный диплом из рук самого генерального директора Тюрксой Дусейна Касеинова.

 

*  *  *

Эльвира ГАЙФУЛЛИНА, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, профессор, главный хормейстер Башкирского государственного театра оперы и балета:

– Когда Альда Валеева начала работать в театре, я наблюдала за ней и думала: «Какая смелая, независимая женщина!» Позднее мы подружились. Характер у нее непростой, всегда имеет свое мнение и его не скрывает. Ее отличительные качества – бескомпромиссность и профессионализм. Для меня и моего коллектива она очень многое сделала.

Героиня моего очерка – автор нескольких книг: «Мир тепла и радости» (о художнице Адие Ситдиковой), «Печаль моя светла» (о Радике Гарееве), «Телевидение – жизнь моя», «Добрый свет» (о певце Хусаине Мазитове).

Фильмы Альды Валеевой, в которых она выступала сценаристом и режиссером, не раз завоевывали призовые места на российских и международных фестивалях документальных фильмов: «Маленькие праздники в собственном доме» – диплом на Всероссийском фестивале документальных фильмов. На международном фольклорном телефестивале фильм «Русские песни башкирской земли» был удостоен первой премии. Всего же Альда Акрамовна принимала участие в создании около полусотни фильмов!

Надежда Сазонова, главный консультант секретариата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан:

– Главное, что хочется отметить, говоря об Альде Валеевой, – она ответственный человек. Сегодня человек, так переживающий за свою работу, большая редкость. Она отличный журналист, прекрасный организатор, способный мобилизовать всех, кто имеет отношение к нужной теме. И ее человеческие качества мне очень симпатичны. Она умеет ценить людей, преданна своему делу. И конечно, Альда Акрамовна внесла очень большой вклад в башкирскую журналистику и культуру.

 

*  *  *

Все, кто близко знаком с Альдой Валеевой, кто общался с ней долгие годы, знают ее как чуткого человека, готового всегда прийти на помощь. В ее жизни были не только успехи и радости – было и немало трудностей, горьких утрат. Но она сильная женщина, умеющая переносить невзгоды. Ее радость – прекрасная дочь Светлана, прелестный внук Данило Дельбоно (они живут в Италии, и Альда Валеева ежегодно наведывается к ним в гости).

– Альда, где бы ты ни работала, все же лучшие годы были отданы телевидению. Что на телевидении тебе было дороже всего?

– Дороже всего, конечно же, люди, которых я узнала благодаря своей профессии. Объехала всю Башкирию, благодаря телевидению побывала во многих городах – на художественных выставках, телефестивалях, Днях культуры, снимала фильмы в разных странах. И везде я встречала замечательных людей – талантливых тружеников и мастеров, причем не только в больших городах, но и в глубинке. Так что искренне могу сказать – за все тебя благодарю, телевидение!


22 5

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»