Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Музыкальный салон
Мой двадцатый век
10.03.2010
Ольга КУРГАНСКАЯ

       

На концертных афишах все чаще появляется имя заслуженной артистки РБ Индиры Асадуллиной (на фото в центре). В канун праздника весны, объединив вокруг себя творческую молодежь и приму оперного театра, народную артистку РБ Татьяну Никанорову (на фото слева), она предложила слушателям новую концертную программу «Музыка моего века».

Ей, хорошей пианистке, доступна клавиатурная хореография сочинений ХХ столетия. Своей умелой режиссурой Индира «созвала» на этот вечер многих интересных композиторов – от Шнитке и Прокофьева до Мануэля де Фальи и Астора Пьяццоллы…

Масштабность проектов, высокий профессионализм и артистичность исполнителей обеспечивают успех ее концертам, достойным открытия персонального абонемента «Индира Асадуллина приглашает…».

 

Знакомьтесь, Индира!

Теплом ее души повеяло еще до выхода на сцену – со страничек программки, в которой невозможно не отметить, с какой тщательностью и заботой продуман порядок выступлений. Чтобы не устал исполнитель, не заскучал зритель… Инициатор и главный режиссер этого представления, она не пощадила только себя и весь вечер была бессменным концертмейстером, надежной опорой своей команде.

Индира Асадуллина – целе­устремленный, серьезный и фантастически увлеченный трудом человек. Под ее руками концертмейстерское дело выходит на уровень высококлассной профессии, а в сердце бушует огонь желания обогатить слушателя своими познаниями и открытиями в мире звуков. К тому же она обладает даром находить талантливых единомышленников, которым с ней по пути.

 

Листая прошлого страницы…

Итак, мы слушаем «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, написанную в 1972 г., в то время, когда он был одним из самых модных в СССР композиторов. Центральные идеи творчества Шнитке – судьба высокой культуры прошлого в хаотичном и суетном современном мире. Этот конфликт одинокой души и враждебной, вульгарной среды отразился в дуэте скрипки Ильшата Муслимова и рояля Индиры Асадуллиной.

Вокальный цикл Сергея Прокофьева на стихи Анны Ахматовой вернул нас к началу ХХ столетия. Когда и молодой композитор, только что окончивший консерваторию, и известная поэтесса встречались в кафе «Бродячая собака», которое посещало общество изысканно-остроумных и талантливых людей.

Подвальные стены петербургского «кабачка», открывшегося в 1911 году, слышали В. Маяковского, М. Кузмина, А. Толстого. Здесь звучала музыка от Баха до Скрябина, а в один из вечеров выдающаяся певица Зоя Лодий исполняла произведения итальянских мастеров ХV–XVII столетий.

Посетители «Бродячей собаки» знакомились с музыкой, которая даже сейчас практически не появляется на концертной эстраде, – русские народные песни в аранжировке Лядова, коллективное сочинение «Могучей кучки» – Квартет на тему В-la-F. Выходя за камерные рамки, здесь иной раз играли фортепианные концерты Листа и Сен-Санса. Случались и монографические вечера из произведений Бетховена, Чайковского.

Для петербургской богемы было характерно повышенное внимание к современному искусству, в том числе и западному. Не перечисляя весь калейдоскоп новинок репертуарного плана этого «кабачка», стоит все-таки упомянуть К. Дебюсси и М. Равеля, Р. Штрауса, Г. Вольфа и А. Шенберга. Все они, как показало столетие, заняли то или иное место в ряду классиков ХХ века, а тогда их сочинения вызывали жаркие дискуссии, порой даже категорические протесты. Так что посетители маленького кафе на Михайловской площади шли в ногу с самыми яркими открытиями европейской культуры.

Знакомство с некоторыми забытыми страницами художес­твенной летописи начала века уместно потому, что «Бродячая собака», безусловно, принесла передовой интеллигенции обилие музыкальных впечатлений. Благотворным оказалось влияние музыки на слуховой мир Ахматовой, одинаково восприимчивый к глубокой старине и к современности – от Вивальди и Баха до Стравинского и Шостаковича.

 

Музыкальные портреты России

Воспользовавшись выражением Герцена, можно сказать, что Анна Ахматова обладала редкой способностью «жить во все стороны». Музыкальность, неслыханная простота ее поэзии привлекла «огромное, своенравное дарование» Прокофьева, и в 1916 году появился вокальный цикл из пяти песен на стихи Ахматовой.

И вот уже клавиатура рояля заговорила голосами прокофьевской лирики, заскользила солнечными лучами легких пассажей. Мы слышим, как виртуозный голос Татьяны Никаноровой вписывается в аккордовое многозвучие инструмента, в капризные изломы мелодики автора и звуковым потоком устремляется к лирическим мотивам, к их неброской, истинной красоте. В заключительной песне «Сероглазый король» музыкальные интонации и сумрачность колорита усиливают трагические моменты душевной боли и неотвратимости судьбы:

 

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

 

Стремясь «выражаться ново», художники без устали экспериментируют, особенно в области гармонии, где появляются напряженные хроматизмы, аккорды, обильно изукрашенные «застрявшими» чужеродными тонами. Как часто, не желая идти навстречу творцу, мы склонны объявлять его непонятным. И его стремление к новаторству нам кажется «высоким косноязычьем».

Будем скромнее и внимательнее и попытаемся понять и принять музыку нашего гениального современника Дмитрия Шостаковича. К концу своей жизни композитор уходил в сторону интимных и откровенных звучаний, добиваясь все большей прозрачности и простоты языка, способного раскрыть самые тонкие душевные движения. И он обращается к поэзии.

1973 год обогатил каталог его камерных сочинений вокальным циклом на стихи Марины Цветаевой. И нам представилась счастливая возможность услышать романс «Откуда такая нежность?», написанный для контральто и фортепиано. Строгость и естественное развитие вокальной мелодии дополняет партия рояля, деликатно вмешиваясь в монолог солиста звуковыми взлетами, беспокойством полутонов и зыбкостью тремоло.

 

Откуда такая нежность?

Не первые – эти кудри

Разглаживаю, и губы

Знавала – темней твоих.

 

Современники, которым посчастливилось быть знакомыми с Шостаковичем, единодушно подчеркивают главное в облике и характере композитора: сдержан, естествен, прост. Человек с большой буквы, он умел смеяться и над самим собой, написав шуточное «Предисловие к полному собранию сочинений»:

 

Мараю я единым духом лист.

Внимаю я привычным ухом свист.

Потом всему терзаю свету слух,

Потом печатаюсь,

и в Лету – бух!

 

Утверждая свое понимание Времени, Шостакович знал, что его музыка – искусство будущего. Но как не понять изумительные фортепианные миниатюры из цикла «24 прелюдии»! Скерцозные, распевные, маршеобразные, они интересны не только пианистам. В переложении для скрипки и фортепьяно профессора Московской консерватории Дмитрия Цыганова они вошли в золотой фонд струнников и стали драгоценной частью учебного и концертного репертуара.

Мы слушаем Четыре прелюдии в исполнении солиста уфимской филармонии Ильшата Муслимова и отмечаем в их музыкальном языке элементы русской протяжной песни, сочетание юмористичности и гротеска с вокально-инструментальным письмом в традициях романтизма.

Молодые музыканты – уже полюбившиеся зрителям Ильшат и его партнерша Айгуль Гильманшина, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, – воспитанники профессора Академии искусств Александра Шисмана. Их азартное выступление с джазовым «Дивертисментом» И. Фролова явилось настоящим танцевальным сюрпризом. Исполнители продемонстрировали импровизационную свободу и легкость владения этим жанром.

Национальной гордостью России первой половины прошлого века является имя Сергея Рахманинова, чья знаменитая «Элегия» из цикла «Салонные пьесы» зазвучала на нашей сцене в переложении для скрипичного дуэта и фортепиано.

В струнном диалоге мелодия с ее нисходящим лейтмотивом отозвалась глубокой печалью и благородной сдержанностью этой поэмы. Грустной улыбкой мелькнула надежда, и в порыве к счастью заволновался трепетный смычок, пытаясь продлить это прекрасное мгновение. Но все оказалось миражом… В состоянии растерянности и оцепенелости одинокий голос робко зазвучал никнущим напевом. И притихший было смычок вновь коснулся согласных струн, рождая новую мелодию, утешающую и примиряющую…

Овации поклонников вокального искусства, предвкушающих встречу с музыкой последнего классика ХХ столетия, тепло встречают Татьяну Никанорову. «Три песни» Георгия Свиридова на слова А. Исаакяна – «Страдания любви», «Черный взор», «Изгнанник»… В них чувствуется почерк зрелого мастера, чей характерный стиль близок певице, – эмоциональная сдержанность, склонность к благозвучным мелодиям и гармониям, а также выразительное без аффектации интонирование поэтического текста.

После столь серьезных сочинений инструменталисты предлагают нам танцевальный антракт – аргентинское танго Астора Пьяццоллы. Танец страсти и печали пленяет изысканными, изобретательными мелодиями и ритмами и дает нам забвение, без чего жизнь была бы невыносимой.

Всегда узнаваемый и любимый «король танго» живет в своих композициях. В их растворяющихся танцевальных звуках исполнители доносят до нас всю роскошь ускользающих мгновений.

И благодаря тонкому вкусу музыкантов – этому союзу скрипки, рояля и баяна Линара Давлетбаева (на фото справа) – все это представляется воображаемой хореографией чувственного танца, где прошло столько влюбленных… Студент кафедры народных инструментов, занимающийся в классе профессора Владимира Суханова, Линар недавно вернулся с победой из Вашингтона, где принимал участие в музыкальных состязаниях на Кубок мира. А теперь на родной сцене играет для нас сложнейший финал Сонаты Вячеслава Семенова.

 

Из испанской тетради

Высокое исполнительское искусство не может обойти стороной испанского композитора Пабло Сарасате, с появлением которого начинается новая эпоха в истории скрипичной игры.

Когда-то, слушая очаровательную виртуозность и мелодичность «Цыганских напевов» Сарасате-исполнителя, публика постепенно переходила от удивления к восхищению, а в финале – к наивысшему восторгу, когда заключительная часть начинала искриться всеми красками фейерверка.

Мы же слушаем уфимского скрипача, который вносит в эти музыкальные темы свои эмоциональные оттенки и романтическую приподнятость.

…На сцене появляются «испанки» в эффектных стилизованных костюмах и приглашают нас в Андалусию, где в 1914 году 34-летний Мануэль де Фалья написал «Семь испанских народных песен» для голоса и фортепиано. Рожденный в Кадисе, композитор впитал культуру своей родины. И в его вокальном сочинении соединились элементы старинного андалусского «глубокого пения» (канте хондо), национального фольклора с достижениями французских мастеров в сфере гармонии.

Андалусский ландшафт, песни, танцы, темперамент народа – все превращает эту пограничную землю в символ, а точнее – в музу Испании. Андалусцы обладают классическим вкусом и поклоняются красоте, отвергая все вычурное. В своей эстетике они всегда идут от простых вещей, будь то цветок или пляшущая женщина, движения которой так пластичны и естественны.

Все это видишь и чувствуешь в стилях и жанрах одного из самых ярких сочинений де Фальи. Испанцы, в чьем сердце живет гитара, не мыслят без нее национальное искусство. И современный рояль благодаря ловкости пальцев Индиры звучит легко и изящно, имитируя струнные переборы гитары в многообразии ее ритмов.

Сильное, богатого тембра меццо-сопрано Татьяны Никаноровой гибко следует характеру каждой песни – «Мавританская шаль», «Сегидилья», «Астуриана», «Хота», «Колыбельная»… Все эти миниатюры – настоящие жемчужины искусства испанского народа.

Нежной лаской коснулись души песни Микаэла Таривердиева, завершившие праздничный вечер.

В успехе концерта важнейшая роль принадлежит ведущей, заслуженному работнику культуры РБ Виктории Симоновой. Хозяйка музыкального салона, она создала поэтическую атмо­сферу. Благодаря ее артистическому таланту концерт получил тематическую осмысленность и завершенность.

 

О самом главном

…Художники-революцио­неры всегда опережают свое время. На заре прошлого столетия их сочинения смущали и шокировали привычные музыкальные вкусы общества.

Но, оглядываясь назад, теперь уже в былое, можно констатировать, что ХХ век дал миру великих творцов, чьи имена стали символом высокой духовной культуры. Их шедеврам есть что сказать, есть что передать XXI веку.


20 9

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»