Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Есть мнение
В поисках Шамбалы
10.03.2010
Сергей МАТЮШИН

В поисках Шамбалы        

«Шамбала» в переводе с тибетского означает «источник счастья». Человеку во все века свойственно мечтать о лучшей доле, о мудрых и справедливых правителях, о царстве добра и изобилия. Где же она, эта чудесная Шамбала? Видимо, это не более чем мифопоэтическая мечта человечества.

Наш уфимский врач-офтальмолог Э. Мулдашев, автор нескольких книг на тему поисков чудес света, порадовал нас небылицами о чудесной Шамбале. В каждой своей книге он клянется и божится, что все, написанное им, – чистая правда. И пещеры со спящими лемурийцами, и некие сомати, которые тоже спят и проснутся лишь тогда, когда на земле наступит кризис (чего бы им сейчас не проснуться?), и «город богов», и «каменный лазер», и «ворота Шамбалы», и «долина смерти», и «зеркала Яму», и искусственного происхождения гора Кайлас, похожая на пирамиду (а какая гора не похожа?). Много есть и иных фантазий в книгах Мулдашева, построенных на идеях Блаватской, давно развенчанной авантюристки и визионерки с неуравновешенной психикой.

Книги Мулдашева – это затянувшийся обман доверчивых читателей с целью хорошо продать чудесную «Шамбалу» в привлекательной мистической упаковке.

В 2006 году Русское географическое общество организовало экспедицию под руководством археолога А. Сальвачева по местам на Тибете, описанным Мулдашевым. Она документально подтвердила бредовость всех «правдивых» заявлений и «открытий» Мулдашева.

В западный мир понятие «Шамбала» ворвалось где-то в середине XIX века с легкой руки Елены Блаватской, автора книги «Тайная доктрина». Она уверяла, что в чудесной Шамбале живут некие бестелесные существа,   махатмы, которые присматривают за всем человечеством и передают избранным инструкции относительно того, «как жить дальше». Объединены эти махатмы в некое «Белое братство» – нечто вроде тайного Всемирного правительства.

Блаватская, Рерих, Хилтон, а теперь еще и наш Мулдашев неустанно живописали чудеса Шамбалы. Появились сотни книг и тысячи статей на эту тему. Писатель В. Шишков описывал Шамбалу как земной рай – все там есть, и все неизбывно. Реки текут медом, злата и серебра – не счесть. А в 1761 году некий прапорщик Зеленый на таежной реке Бахтарме в Алтайском крае обнаружил несколько избушек, где жили староверы. Что-то маловато для рая!

Одиозный барон Унгерн, который сражался в рядах 2-й белой армии генерала Самсонова, где-то в 1919 г. сформировал в Сибири свою Азиатскую дивизию из бурятов и монголов. И объявил себя царем Шамбалы, которая-де спасет мир от большевиков. Самого себя барон считал наследником как Чингисхана, так и Романовых одновременно. В 1920 году барон взял с боем Улан-Батор (Ургу) и объявил себя еще и гуннским богом войны – Маяхавкалой. Была истреблена половина населения города. Амбициозный барон планировал создать свою собственную империю по образцу империи Чингисхана. Он намеревался получить власть не только над людьми и миром, но и над временем. В 1821 году Унгерн был арестован и расстрелян большевиками.

После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке чрезвычайный интерес к Шамбале проявили и советские функционеры – Чичерин, Блюмкин. Был организован ряд экспедиций в Лхасу, где якобы нашлось некое «высшее знание» строительства и усовершенствования социализма. В этой работе участвовали и знаменитые живодеры Глеб Бокий и Яков Агранов. Однако на поиски Шамбалы отправили только одного Якова Блюмкина, известного террориста, убившего в 1928 году посла Мирбаха. Блюмкин вместе с экспедицией Н. Рериха прошел весь тогдашний Тибет и Западный Китай до Индии.

В 1925–1932 гг. Н. Рерих, вопреки сущес­твующей еще и до сих пор легенде, никакой Шамбалы не искал. Целью его экспедиций было провозглашение Рериха главой западных буддистов, объединение Сибири с Монголией, Тибетом и Калмыкией. Экспедиции Рериха финансировались США и имели американский статус. Но тибетский далай-лама так и не пустил их в Лхасу. Миссия Рериха закончилась ничем.

Германские нацисты тоже проявляли интерес к чудесной Шамбале, но и их эмиссары из «Ананэрбэ» ничегошеньки не обнаружили. Зато теперь вот Шамбалу нашел уфимец Э. Мулдашев...



ШАМБХАЛА

Георгий КАЦЕРИК

 

Такого понятия, как «Шамбала», нет практически ни в одном русскоязычном словаре. Зато есть оно в словаре любого компьютера. А в уникальной советской энциклопедии «Мифы народов мира» имеется слово «Шамбхала» как название некоей сакральной страны из буддийской мифологии, описание которой содержится в известных науке буддийских текстах – тантрах. Например, в «Калачакра-тантра».

Согласно этому тексту страна Шамбхала располагается где-то к северу от мифической реки Сита, отождествляемой иногда с Амударьей и/или Сырдарьей. Ее окружают восемь заснеженных гор, имеющих форму лепестков лотоса, что уже указывает на мифопоэтическое происхождение горной Шамбхалы. В центре страны – столица со жреческим храмом или дворцом царя. А в городском парке находится так называемая мандала.

Считается, что именно в этой стране и возникло одно из религиозно-философских учений позднего буддизма – тантризм, или калачакра, в котором макромир отождествляется с микромиром, то есть Вселенная – с Человеком. Теория тантризма говорит, что внешние явления и внутренние процессы связаны с плотью и психикой человека. Поэтому, изменяя и совершенствуя самого себя, человек может изменить и гармонизировать окружающий мир. Эта идея получила широкое развитие в современных западных философских учениях и доктринах, прежде всего мистических и оккультных.

Графически смысл такой философии представлен мандалой в виде внешнего круга с вписанным в него квадратом и другой графической символикой. Слово «мандала» на древнеиндийском языке означает «круг», «сфера», а также «страна». Отсюда и «Шамбхала». Внешний круг всякой мандалы обязательно включает в себя квадрат, ориентированный по сторонам света, с четырьмя массивными Т-образными вратами. Все эти врата как бы продолжаются за пределы основного круга, куда-то вовне, за абрис нашей Вселенной. Отсюда и все нынешние порталы переходов в иные миры, «звездные врата» квазинаучной фантастики. С другой стороны, любые врата продолжаются и вовнутрь, к центру мандалы. Но об этом разговор несколько ниже.

На множественных вариабельных изображениях мандалы есть и круг гор, ассоциирующийся с восемью лепестками обожествляемого всеми буддистами лотоса. И даже некое антропоморфное изображение в самом ее центре – как символ жизни, человека или божества.

К тому же всякая мандала еще и символизирует «колесо времени», «колесо бытия», «колесо сансары». Вместе с тем она – план, карта космоса, на основании которой должны планироваться границы всякой страны, ее городов, дворцов и храмов, пирамид и зиккуратов. «Чтобы построить Дом Солнца, надо описать круг, вписать в него квадрат и зажечь в центре огонь жизни», – наставляется в архидревних руководствах по возведению культовых строений. Археологи считают, что именно по схеме мандалы возводились все мегалитические сооружения Тибета и кромлехи Англии, например Стоунхендж. Более того, мандала – это еще и символ мирового древа или трехъярусного мира.

Принцип мандалы крайне распространен и универсален. Он лежит в основе современных теорий и практик глубинной психологии. В основе прикладной медицины с ее психотерапией – гипнозом и самогипнозом, психоанализом и психотехникой нейролингвистического программирования. Выдающийся психолог и психотерапевт прошлого века К. Юнг называл все это «психокосмической системой», на основании которой посредством медитации человек может выработать единый ритм взаимодействия с космосом.

Все наши беды, связанные с психосоматическим здоровьем, – результат нашего выпадения из общего природного порядка. Из общеприродных, стремящихся к гармонии ритмов Космоса. Так что всякая медитация с концентрацией на мандале предполагает соединение медитирующего человека с Вселенной, чтобы восстановить свою изначальную пульсацию ей в унисон. И именно в этом, а не в подпитке какой-то особой космической энергией все дело. Так как болезнь – это всегда аритмия и хаос, а здоровье – ритм и полная гармония.

Люди искони верили в чудеса и чудесные страны по образу легендарного Эльдорадо, какими бредили выдающийся писатель Киплинг и знаменитый путешес­твенник Фоссет. А первой на всю катушку раскрутила колесо Шамбхалы, или Шамбалы, небезызвестная Елена Блаватская – русская писательница и путешественница. Особенно в книге «В дебрях Индостана» (под псевдонимом Рада-бай), где она описывает свое тайное проникновение в эту запретную страну в рогожном мешке с рисовой соломой.

Позднее Блаватская создает и теософскую доктрину – этакое эклектическое соединение мистики буддизма, иудейского оккультизма и раннехристианской апокрифики, поразившее воображение многих ее читателей и последователей. В их числе был и выдающийся путешественник и живописец Н. Рерих. И, наконец, наш уфимский врач Э. Мулдашев, избравший для своих писаний жанр чрезвычайно мистифицированной фантастики.

В наше смутное и лживое время подобная литературно-художественная мистика с нагромождением всевозможных чудес, выдаваемых за правду, весьма востребована и популярна. Разумеется, все мы любим почитать и послушать о чудесах. Но совсем иное дело, когда они выдаются за чистую монету, за научную реальность, а то и истину в последней инстанции...

 


21 6

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»