Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Человек читающий
Чтение не на последнем месте
17.03.2010
Айваз ГАЛЯУТДИНОВ

Чтение не на последнем месте        

10 марта в рамках I городского фестиваля детской книги и чтения «Читающий город детства» прошел круглый стол «Современное состояние детской литературы и проблемы детского чтения». Участниками этого важного мероприятия, прошедшего в Центральной городской детской библиотеке им. Ш. Худайбердина, стали доценты и преподаватели БГПУ им. Акмуллы, представители библиотек города, педагоги-психологи, учителя начальных классов и просто заинтересованные в данной теме граждане.

В нашей газете мы уже не раз поднимали проблему снижения интереса россиян к чтению. И мы все прекрасно понимаем значимость чтения в нашей жизни. Поэтому, избегая лирических отступлений, перейдем непосредственно к вопросам, обсуждавшимся на круглом столе.

Как принято на мероприятиях подобного рода, каждый из участников круглого стола выступил со своим мнением и предложениями. Очень хорошо по указанной теме выступила доцент и преподаватель БГПУ Римма Гильмиянова. В частности, она отметила, что именно через чтение человек осваивает тот социокультурный опыт, который выработало человечество и сконцентрировало в книгах. Если человек перестанет усваивать эту информацию через чтение, то это грозит деградацией общества.

С проблемой снижения интереса к чтению в западных странах столкнулись давно, еще начиная с 60-х годов прошлого века. В нашей стране проблема остро возникла только в 2000 году, когда мы начали активно осваивать новые информационные технологии. Понятие функциональной неграмотности, о котором мы говорим сегодня, возникло в 90-е годы XX века. Функциональная неграмотность означает утрату человеком навыков чтения, неспособность читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач. Уже в 80-х годах за рубежом огромное количество людей были функционально неграмотными. Причем среди таковых оказались люди, окончившие среднюю школу, и даже 1/10 часть людей, имеющих университетский диплом. Когда проблема была осознана и подсчитали убытки от функциональной неграмотности (в США за несколько лет из-за этой проблемы они составили 272 млрд долларов), начали разрабатывать национальные программы поддержки чтения. Впервые за последнее десятилетие в США начало увеличиваться количество читающих подростков. То есть программа, принятая еще в 80-е годы, дала результаты. За это время выросло поколение, которое благодаря принятой программе воспринимало чтение не как что-то утомительное, а как интересное и полезное занятие.

Как уже было сказано, о функциональной неграмотности в нашей стране заговорили в начале 2000 года. С тех пор положение не улучшилось. И можно констатировать, что проблема эта существует и в настоящее время. Выросло поколение малочитающих родителей, дети которых сегодня приходят в библиотеки. Возникает необходимость работать не только с детьми, но прежде всего с родителями.

– Что происходит с детским чтением в нашей стране? Я сделала сравнительный анализ различных исследований, проводимых в России, – говорит Римма Гильмиянова. – В итоге можно сказать, что приблизительно 72% детей в возрасте 10–15 лет все-таки являются читателями библиотеки и заявляют, что чтение – их любимое занятие. И это отрадно. Исследования показывают, что больше читают девочки. Однако структура чтения изменилась, в ней теперь превалирует так называемое деловое чтение, то есть литературы, обязательной в рамках школьной программы. В структуре досугового чтения преобладают не книги, а журналы.

В качестве приоритетной задачи для детских библиотек Римма Гильмиянова выделяет формирование умения и навыков по критической оценке информации, получаемой из различных источников. Если библиотека вместе со школой сформирует у ребенка умение критически относиться к получаемой информации, тогда мы приблизимся к решению проблемы. С другой стороны, парадоксально, что в наших школах уменьшается количество часов, отводимых на литературу. А ведь именно эти дисциплины формируют такие умения и навыки.

– Наша задача – показывать, используя различные формы, значимость именно текстовой информации, – констатирует Римма Гильмиянова. – Я не говорю «книжной», потому что информация может быть полученной и из интернет-источников. Но это должна быть систематизированная информация. И именно в книге мы видим систематизированную информацию. Чтение требует больших усилий со стороны ребенка, но именно этот процесс обеспечивает социализацию и культурацию личности.

Прогнозы, по мнению докладчика, оптимистичны. Когда национальная программа поддержки и развития чтения, принятая Российским книжным союзом, все-таки будет поддержана на государственном уровне, тогда мы будем уверены в будущем нашего общества. Если проблема чтения будет осознана как проблема выживания России, тогда все будет налаживаться.

Продолжая тему, заместитель директора национальной библиотеки им. Валиди Галина Евдищенко отметила, что национальная программа поддержки и развития чтения на государственном уровне действительно не финансируется. Еще более печально то, что по сравнению с другими регионами, где создаются свои региональные программы, у нас ничего подобного нет. Нет ни центра поддержки чтения, ни людей, понимающих важность этой проблемы, на которых это дело держится.

Учитель начальных классов Аксаковской гимназии № 11 Светлана Богданова считает, что сегодня перед учителем стоит непростая задача заинтересовать ребенка в чтении. Вторая проблема – в том, что потерян действительно важный момент «советской» школы: в нынешних учебных планах нет внеклассного чтения. Раз нет предмета, то многие учителя и не ведут его. Поэтому нужно обязательно вернуть внеклассное чтение. Обязательно должны быть руководство учителя и индивидуальный подход к каждому ребенку. И тогда у ребенка не будет поверхностного чтения, он станет читать внимательно и вдумчиво.

Ирина Мезенцева, заведующая отделом координации и обслуживания населения ЦГДБ, рассказала о предварительных итогах анкетирования, проводимого среди читателей библиотеки, а также родителей и педагогов. Было заполнено около двух тысяч анкет, которые свидетельствуют, что около 70% детей читают книги и любят чтение. Но на вопрос, чем они больше всего любят заниматься, подавляющая часть детей ответила, что предпочитает встречаться с друзьями, слушать музыку или работать за компьютером. Чтение отодвинулось примерно на четвертое место в ряду любимых занятий детей.

Подводя итоги работы круглого стола, участники заключили, что нельзя говорить об острой проблеме детского «нечтения». То, что пустуют читальные залы библиотек, свидетельствует не об упадке интереса к чтению, а лишь о том, что не читают библиотечные книги. Жизнь заставляет детей и взрослых обращаться к разным источникам информации. Но работу по привлечению интереса детей к чтению необходимо продолжать и придумывать новые способы привития этого интереса.


23 8

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»