Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Наследие
Порушенные связи
17.03.2010
Ильяс ВАЛЕЕВ

       

Человек обречен существовать на грани нескольких культур и во взаимодействии с представителями других наций. Межличностные отношения всегда будут переплетаться с отношениями межнациональными. И от того, как будут складываться межнациональные связи и отношения, зависит благополучие и процветание каждой личности и каждого народа.

Мустай Карим был убедителен в описании того, что в недалеком прошлом страна жила в мире и дружбе. Мы можем почерпнуть очень много объективного и полезного для себя из следующих строк поэта: «Не понаслышке, не по голосистым пропагандистским приукрашениям знал я свою огромную многокрасочную Родину, исколесил ее всю, рукой и сердцем притрагивался к каждому ее узору, чувствовал ее дыхание, слух мой наслаждался приветливыми стоустыми речениями… Перед собой я поныне вижу тысячи и тысячи родных мне лиц – белых или смуглых, в моих ладонях хранится тепло тысяч и тысяч рук – белых или смуглых, во мне светятся тысячи и тысячи глаз голубых, карих или янтарных. Мы не только глядели друг другу в очи, – в роковые минуты, в лихую годину грудью прикрывали друг друга от беды и смерти. Притом уже столько лет подстрекатели вражды пытаются убедить меня, что никакой дружбы советских народов не было, что все это являлось показухой, организованной по приказу сверху. Но не дано опутать меня этой ложью. Я знаю правду о своем Отечестве. Однако большая ложь выглядит более правдоподобной, нежели маленькая истина... Большая ложь оглушает даже зрелых, ра­зумных людей. А уж молодежь, к сожалению, может принять ее за действительность».

Такого же мнения – друг и соратник Мустая Карима по перу Расул Гамзатов: «Сейчас говорят, будто никакой дружбы народов в Советском Союзе не было, что это все миф или блеф. Какая клевета! Нет, было у нас, как сказал Павло Тычина, чувство семьи единой. Мне это выражение очень нравится. В этой семье я жил...»

«Мы были братьями в своей огромной стране, – утверждает известный башкирский публицист М. Кутлугаллямов. – Пусть сегодня перевертыши-обществоведы с серьезной миной на лице твердят о некой советской империи, которая якобы держалась на штыках Москвы. Этот тезис удобен для безответственных крикунов, не знающих истории своего Отечес­тва».

Народы, живущие особняком, наименее развиты. Нелишне напомнить подрастающему поколению простую истину: самым сильным развитием отличаются народы, которые находятся с другими в постоянном общении.

Обозначая высокое назначение книги, В. Сорокин высказал мнение о том, что она в советское время объединяла людей. «Нет большего друга, чем книга, – говорил он, – нет лучшего учителя и советчика, чем писатель».

Мустай Карим полагал, что встречи с читателями «ничего не значат, если они не перерастают в дружбу, такую дружбу, которая имеет значение не только для самих писателей, но и для национальных культур, которые они представляют».

Белинский утверждал, что каждое «общество (племя, народ, государство), живя для самого себя и своею собственною жизнью, как отдельный человек, в то же время живет для человечества и относится к нему, как часть к целому, как член к телу, как растение к почве, которая и родит, и питает его своими соками. Как из разнообразия характеров, способностей и воль множества людей, разнообразия, впрочем, запечатленного чем-то общим, образуется органическое единство политического тела – народ или государство, так из разнообразия характеров народного образуется единство человечества. Каждый человек потому чем-нибудь отличается от всех других людей и наружно и внутренне, что только из разнообразия способностей образуется гармония совокупных действий, и каждый народ потому отличается более или менее от всех других, что должен в общую сокровищницу человечества принести свою лепту».

Приблизительно так же воспринимается мысль М. Карима: «...Нет национальных проблем, есть общечеловеческие проблемы, которые в одно время охватывают одни народы, в другое время – другие».

Мустай Карим был убежден, что обогащение национального самосознания идеалами, духовно-нравственными ценностями, повышение культуры межнационального общения – важный фактор общественного развития. Самобытность каждого народа активно влияет на формирование целостных установок людей, обогащает их духовный мир. Национальная самобытность, тяготеющая к замкнутости, ограниченности, препятствует духовному развитию, всестороннему сотрудничеству наций. Утверждение национальной самобытности важно осуществлять не за счет унижения и оскорбления других. В этом плане всегда надо помнить: несовершенство одного народа всегда дополняется совершенством другого. Кстати, на этот счет Белинский проводил интересную параллель: «В обществе один земледелец, другой – ремесленник, третий – воин, четвертый – художник, и так далее, каждый по своей способности и своему призванию, и каждый по этому самому представляет собою необходимое колесо для движения общественной машины. То же и с народами в отношении к человечеству: в Египте возникли математические и естественные знания; Греция развила идею искусства и гражданской доблести, основанной на благородстве свободной любви к отечеству; Рим развил идею права и дал древнему миру гражданское устройство».

Правомерен вопрос: как можно говорить о национальной самобытности, о национальных чертах, если жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди? Народы становятся богаче, когда обмениваются духовной культурой. Тесное общение между башкирами и татарами, например, близость их языка и музыки помогли этим народам прикоснуться к сокровищнице мировой культуры, особенно Востока. Русские, украинцы и татары общими усилиями создавали индустрию на земле башкир. Ведь ни национальный рабочий класс, ни национальная интеллигенция не могли возникнуть на пустом месте, по мановению волшебной палочки. Поэтому, глубоко уважая национальные традиции башкирского народа, радуясь значительному раскрепощению его национального самосознания, было бы неверно игнорировать роль соседей башкирского народа в сохранении его как нации. Если мы вкладываем глубокий смысл в тезис «от курая до оперы и от устного народного творчества до зрелой литературы», то не имеем права забывать, что подъем к высотам прогресса в одиночку невозможен, считал М. Карим.

Он также был убежден в том, что в истории никогда «не было союза народов, как у нас. Были конгломераты племен, которые создавали завоеватели. Сущностью таких конгломератов была отчужденность, потому что не судьбы связывали их, а воля завоевателя... Исторические сравнения помогают нам лучше понимать сущность нашей жизни сегодня. У нас союз народов, который возник благодаря их воле, общности судьбы и устремлений, общности исторических болей и исторической мечты. И поэтому союз земель стал союзом народов, а союз народов стал союзом людей».

Вместе с тем уместно отметить: исторические аргументы и ссылки на былое величие (реальное или вымышленное) своего народа, его историческую правоту в том или ином современном споре, призывы к возврату к национальным традициям в высшей степени характерны для всякой идеологии национализма. Ими прежде всего пользуются в поисках самоидентификации народа, чувствующего себя ущемленным.

В первом выпуске многотомного издания «Солдаты XX века» читаем, что у М. Карима «вышло в свет более ста изданий книг... на башкирском, русском, татарском, а также на других языках народов СССР и зарубежных стран».

Мустай Карим однажды на примере Косты Хетагурова и А. Пушкина удивительно доступно и достоверно рассуждал о взаимовлиянии культур народов: «В горах путник всегда смотрит вверх, на вершины, и думает: когда дойду вон до той вершины, то круча останется позади. Мне кажется, что и поэт должен иметь такую вершину для ориентира при восхождении. Мне, например, всегда и всюду видятся впереди образы Косты Хетагурова и Пушкина. Коста – вершина, которую я даже и не выбирал, а увидал, когда впервые открыл глаза на мир, а драматизм и безупречная гармоничность пушкинской лирики стали для меня тем духовным ориентиром, который всегда со мной: вижу, слышу, чувствую. Время ведь наше такое: каждый народ движется к вершинам мировой культуры, осваивая опыт других народов».

Вспоминая свое детство, поэт часто, как он сам признавался, видел себя едущим или идущим. Дороги, утверждал он, делают людей лучше и добрее, человек в дороге старается больше проявлять свое хорошее, глубже прячет дурное. В пути «особенно ощущаешь свою нужность другим и необходимость других себе. Дороги – как текучая вода, она очищает все, что в нее попадает, то, конечно, что поддается очищению».

Мустай Карим считал, что расчленение культуры очень пагубно сказалось на развитии нашего общества. Оно ударило по интеллекту народа. Он был крайне возмущен, например, тем, что по одному из каналов ЦТ сатирика Жванецкого назвали «выдающимся поэтом», а то время, когда Мустай творил свои «шедевры», было названо «эпохой Жванецкого».

Мустай Карим не раз подчеркивал общечеловеческий характер литературы и искусства. Только в интернационализме он видел успех того или иного писателя или поэта, особенно представителя маленького народа. Не случайно он утверждал: «..если писатель, тем более такой маленькой, всего миллионной нации, как башкиры, остается в плену только национальных проблем, эстетических норм, художественных приемов, то это может привести к результату совершенно обратному – можно потерять национального читателя».

Мустай Карим никогда не был равнодушен к проявлениям национальной исключительности. В середине 80-х годов истекшего столетия он писал о национализме очень осторожно: «Я не могу не упомянуть об отдельных штрихах, которые мне не по душе. Я имею в виду попытки и намерения иных представителей национальных культур в пылу патриотизма прибавлять возраст своему народу... Есть еще другая досадная тенденция – вытянуть из общего узорчатого ковра свою нитку, вырвать из общей домбры свою струну, вынуть из общей песни свою строчку. Что же тогда станет с тем ковром, с той домброй, с той песней, которые разные племена и народы издревле сообща ткали, сообща настраивали, сообща слагали? Этим иной раз увлекаются некоторые мои тюркоязычные собратья в Башкирии и в других местах. Подобное мелкое стяжательство, на мой взгляд, недостойно и ущербно».

А уже в 1994 году из-под пера поэта вышли следующие строки, полные возмущения: «В национальном ослеплении можно договориться до любой ереси».

Конечно же, гордость за свою нацию должна быть присуща каждому нормальному человеку. Но, как правильно подметил Мустай Карим, национальная гордость – это не то, чтобы по каждому поводу и без повода бить себя в грудь и выставлять себя напоказ, как иные это понимают, а оберегать словом и делом имя и честь своей нации, жить в постоянном страхе, как бы нечаянно не причинить ей боли, не запятнать ее... Национальная гордость несовместима, как указывает поэт, с безответственностью. Иначе она превратится в чванство. Одна мысль много лет неотступно преследовала М. Карима: человек должен твердо помнить, что знатными делами своими он прославит сначала себя, потом, если будет суждено, свою нацию, а мерзкими делами ославит прежде свою нацию, только потом – себя.

В жизни зачастую бывает так, как сказано об этом М. Каримом: «Через наш аул протекала маленькая речка. В истоке ее били мощные ключи. В надежде иметь много воды крестьяне запрудили эту речку. Действительно, первые два-три года воды было довольно много. Потом пруд начал превращаться в болото, а через несколько лет все высохло. Оказывается, когда начался застой, ил забил те ключи, и они заглохли. Когда в литературе и искусстве начинают прудить только свои национальные пруды, то застой неминуем. Мы это тоже поняли, но, к сожалению, еще не все».


16 12

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»