Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Люди дела
"Правильное воспитание - это наша счастливая старость..."
17.03.2010
Ильяс ГАЛЕЕВ

       

Нынешний год, как известно, объявлен в России Годом учителя. Настало, наконец, время, когда на самом высоком уровне осознали необходимость серьезного разговора о путях российского образования, о роли и месте в нем учителя. И как тут не вспомнить о наследии Антона Семеновича Макаренко, ныне незаслуженно забытом?

Свою педагогическую деятельность Макаренко начал еще в юношеские годы – после окончания годичных учительских курсов. Тогда ему было 17 лет. Уже в те годы, по воспоминаниям современников, Антон Семенович проявлял себя как способный педагог и большой поклонник литературы: писал стихи, рассказы, фельетоны. Увы, ни одно из этих произведений до нас не дошло. Сам же Макаренко свой творческий путь отсчитывал с 1914 года, когда написал рассказ «Глупый день».

Не дошел до нас и первый из научно-педагогических трудов Макаренко – сочинение «Кризис современной педагогики», за которое он был удостоен золотой медали по окончании Полтавского педагогического института в 1917 году. И даже педагогические и публицистические работы Макаренко «О воспитании», «О путях общественного воспитания», «Понятие дисциплины в общей системе воспитания» и «Очерк работы Полтавской колонии имени A. M. Горького» стали известны читателю только в 50-х, когда вышло собрание его сочинений.

Первое освещение опыта работы Полтавской трудовой колонии находим в книге С. Маро «Работа с беспризорными. Практика новой работы в СССР». Автор пишет о посещении сельскохозяйственных колоний в Крыму, Екатеринославе и под Москвой: «Из всех обследованных нами сельскохозяйственных колоний по четкости и цельности педагогической работы на первом месте следует поставить колонию имени М. Горького близ Полтавы…» Маро довольно обстоятельно и объективно освещал работу колонии, однако имя ее руководителя не упоминалось.

Так же глухо освещался опыт Полтавской колонии в статье «Конференция работников учреждений социального воспитания закрытого типа в г. Полтаве» – она была откликом на проходившую в ту пору всеукраинскую конференцию детских городков, на которой Макаренко выступил с докладом. Колония в ней именуется образцовой, но имя докладчика не называется, потому что деятельность талантливого педагога-новатора вызывала в ту пору сопротивление педагогов и теоретиков «свободного воспитания».

Между тем доклад Антона Семеновича и различное отношение к нему слушателей отражали начавшуюся в 20-е годы борьбу на педагогическом фронте. В своей деятельности Макаренко руководствовался прогрессивным учением о воспитании, проповедующим воспитание не на словах, а на деле, поэтому с первых шагов на ниве педагогики оказался в числе тех учителей, которые начали строить новую школу. Однако проходила эта деятельность при жестоком сопротивлении консервативного учительства, потому свои взгляды приходилось отстаивать силой художественного слова. В этих условиях и возник у Антона Семеновича замысел «Педагогической поэмы», горячо поддержанный М. Горьким.

Внимание читателей к проблемам, поднимавшимся Макаренко в «Педагогической поэме», в значительной степени обусловлено целым рядом партийных постановлений о развитии системы образования. И естественно, что «Педагогическая поэма» стала не только одним из самых популярных романов, но и предметом дискуссий.

В 1937 году в журнале «Красная новь» была напечатана «Книга для родителей», созданная Макаренко в соавторстве с его женой, Галиной Стахиевной. В том же году «Книга…» вышла отдельным изданием. Это была первая часть задуманного авторами большого четырехтомника.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной, – читаем мы на страницах этой книги. – Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

Читатели, в большинстве своем родители, выражали писателю и педагогу свою признательность, просили совета, рассказывали случаи из семейной жизни, подтверждающие положения повести.

Недолго прожил Макаренко, всего 51 год, но вся его жизнь была подвигом. Из колонии и коммуны он выпустил около трех тысяч воспитанников. А его художественные произведения – «Марш 30-го года», «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «ФД-1» и «Честь», пьеса в четырех актах «Мажор» (опубликована под псевдонимом Андрей Гальченко), очерки и рассказы – и сегодня более чем актуальны.


17 8

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»