Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Актуально
Грядут большие перемены
24.03.2010
Айваз ГАЛЯУТДИНОВ

Грядут большие перемены        

Каждый из нас является потребителем. Любого потребителя беспокоит вопрос качества и безопасности используемой продукции. До недавнего времени мы могли рассчитывать на контрольно-надзорные органы, которые защищают нас от некачественных и опасных товаров. Но сегодня складывается обстановка, в которой потребителю необходимо срочно становиться грамотным в вопросах защиты своих прав. Все потому, что на потребительском рынке грядут большие перемены. Некоторые специалисты уже хватаются за голову и вопрошают: «Куда мы катимся?» О вопросах выживания потребителей в новых условиях рынка рассказал начальник Управления Республики Башкортостан по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции Айбулат Хайбуллин.

 

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ДЕЛО РУК САМИХ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В связи с неудовлетворительным развитием предпринимательства в нашей стране и катастрофическим уровнем коррупции Правительство РФ пошло по пути уменьшения административных барьеров на пути развития бизнеса. Произошла либерализация контрольных функций государства. С 1 мая прошлого года вступил в силу ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Руководствуясь этим законом, все контролирующие органы вынуждены были перестроить свою работу. Теперь о предстоящей проверке предпринимателей предупреждают за три дня в письменном виде и под роспись. Все планы проверок на год вперед вывешиваются на сайте Прокуратуры РБ.

– Это обернулось тем, что исчез фактор внезапности при проведении проверок, – заключает Айбулат Хайбуллин. – Для недобросовестных продавцов достаточно и одного часа, чтобы убрать с прилавков некачественную, контрафактную или вызывающую сомнения продукцию. В результате эффективность плановых контрольных мероприятий резко упала. Поэтому возникает необходимость активизации внеплановых проверок, которые можно проводить только по обращениям граждан. А эти обращения можно активизировать только тогда, когда потребитель знает о своих правах. То есть нужно повышать правовую грамотность потребителей.

Но исчезновение внезапности проверок – это полбеды. С 15 февраля этого года отменена обязательная сертификация ряда товаров и услуг, в том числе практически всех продуктов питания. Взамен вводится обязательная декларация соответствия качеству, безопасности производимых товаров и оказываемых услуг. То есть за качество и безопасность товаров производитель теперь отвечает сам.

– Юридическая значимость сертификата соответствия и декларации соответствия одинакова, – говорит Айбулат Хайбуллин. – Другое дело – кто выдает этот документ. Декларацию соответствия своей продукции, своим товарам, работам и услугам предприниматели будут выписывать сами. То есть что производят, то и оглашают качественным! Но в то же время, по моему личному глубокому убеждению, в нашей стране еще продолжается период так называемого «дикого капитализма», период накопления капитала, когда во главу угла ставится прибыль. Если не будет массовых отравлений и жалоб, то и последствий для предпринимателя никаких. В то же время есть вероятность, что продукция не будет соответствовать требованиям по тем или иным показателям, в результате чего, может, и не произойдет мгновенного отравления, но это приведет, например, к накоплению в организме вредных веществ, которые скажутся на здоровье со временем.

Ко всему прочему было объявлено, что правительство пойдет по пути упрощения санитарного контроля, это касается и продуктов питания. Санитарный контроль за качеством и безопасностью продуктов питания оставят только в части детского и лечебного питания.

Все перечисленные изменения преследуют благую цель: минимизировать административное давление при ведении – в первую очередь при открытии – бизнеса. В условиях кризиса необходимость активизации предпринимательского бизнеса обозначилась наиболее остро. Но имеется и оборотная сторона медали, которая была отмечена выше. Есть большая вероятность заполнения рынка некачественной продукцией.

 

ЗАГЛЯНЕМ

В «ЧЕРНЫЙ СПИСОК»

В духе времени был создан интернет-портал, на котором можно увидеть результаты работы всех задействованных в сфере защиты прав потребителей республиканских организаций. За рубежом подобные порталы уже давно работают и пользуются бешеной популярностью среди населения. К примеру, в Израиле и Германии никто не совершает важных покупок, пока не посетит портал, посвященный потребительскому рынку. Здесь присутствует самая разнообразная информация: что поступило на рынки сбыта, что сколько стоит, как менялась цена и почему.

Предполагается, что созданный в нашей республике портал www.zpprb.ru станет одним из лучших в России.

– Основная задача сайта – объединение усилий всех организаций республики, работающих в сфере защиты прав потребителей, – рассказывает Айбулат Хайбуллин. – Для этого обеспечена система удаленного доступа всем организациям, заключившим соглашение для работы на этом портале.

На сайте, посвященном защите прав потребителей в Республике Башкортостан, вы можете найти всю законодательную базу, здесь будет освещаться работа межведомственной комиссии РБ, в информационном блоке вы узнаете, как писать жалобу, куда обращаться, увидите образцы претензий и договоров, узнаете, на что обращать внимание при заключении договоров и сделок. В разделе «Юридический ликбез» можно будет обратиться с интересующим вопросом к квалифицированным специалистам. Но самое интересное, что не встречается на других подобных порталах страны, – это блок «Информация о нарушениях на потребительском рынке».

– Ежегодно проводятся конкурсы и дегустации, где выявляются лучшие товары. Например, «100 лучших товаров Башкортостана». Но нет информации, доступной широкой общественности, о претензиях к тем или иным производителям товаров, – говорит Айбулат Хайбуллин. – Идея раздела в том, что все результаты контрольно-надзорных мероприятий, все жалобы обращающихся граждан будут размещены здесь единым списком. Это своеобразный «черный список», база данных нарушителей.

Но попадание того или иного предпринимателя в данный список не означает, что не следует обращаться к его услугам и покупать данный товар. В большинстве случаев по результатам обращений граждан проводится разъяснительная работа с предпринимателем, и в досудебном порядке решается вопрос: заменяется товар, возвращаются деньги и так далее. Тем не менее по этой информации можно судить о наиболее распространенных нарушениях и отметить для себя «рецидивистов», которые допускают.


19 10

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»