Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Персона
Одухотворенность
24.03.2010
Раиль АСАДУЛЛИН

Одухотворенность        

…Когда я узнал о предстоящем в первый день апреля его семидесятилетнем юбилее, поначалу даже воспринял это как первоапрельскую шутку. Седина сединою, но ведь доцент худграфа БГПУ Рустям Фаткуллин удивительно подтянут, одухотворен, легок на подъем и замечательно ориентируется в современных стилевых тенденциях. Поздний этап его творчества, когда остается только любоваться тем, насколько глубоко постиг он искусство работы с деревом, превратившись в искусного скульптора, влюбленного в этот первородный материал, в то же время есть проявление творческой весны в этом пытливом, вдохновенном художнике.

А память между тем вращает назад стрелки часов… Биография-то у юбиляра – емкая.

В нашем институте он начал работать старшим преподавателем кафедры изобразительного искусства, придя с худграфа педучилища № 2 и уже имея хороший педагогический опыт. Приняв в 1976 году эстафету от предшественников и возглавив художественно-графический факультет, он взялся за работу: увлекал примером коллег, укреплял материальную базу, деятельно заботился об учебно-воспитательной, научно-творческой работе. Раньше кадровые проблемы решались посредством приглашения столичных специалистов, но Фаткуллин формировал коллектив творческих единомышленников из родной республики. И это давало результаты: человек, сродненный со своей землей, острее ощущает ее запросы, ее менталитет, живое дыхание ее корней.

Сказалась и флотская закалка. В пору обучения на худграфе в Хабаровске Фаткуллин был призван на флот, служил на дизель-электрической подводной лодке, и служба не была синекурой – Фаткуллин застал Карибский кризис. Там, на флоте, прошли закалку его характер, обостренное чувство ответственности. На подлодке же он остро ощутил мудрую власть слаженного коллектива. Помню его динамичную графику, представленную на республиканских выставках, – она чутко отражала напряженный пульс флотской службы. Возвратился на гражданку бывалым главстаршиной, окончил Нижнетагильский пед­институт.

…Меня восхищает его искусство слушать. И его умение слышать внутренние творческие порывы личности. Он умеет помочь самореализоваться молодым коллегам, студентам. Душевно щедр во взаимоотношениях с товарищами и приятелями, делает это тактично, деликатно, ненажимисто.

Вспоминаю, с какой береж­ностью подошла под руководством Рустяма Мугиновича группа студентов к обустройству родника в Чишминском районе. Тогда вдохновленный работой худграфовцев выходец из этих мест, поэт-фронтовик Муса Гали для мемориальной надписи написал несколько вариантов строф – на выбор тех, кто с таким глубоким почтением и чуткостью подошел к работе. Превосходно потрудились творческие студотряды под руководством Фаткуллина и в дружественной ГДР, напомнив, что красота не нуждается в переводе…

Ныне коллектив худграфа ценим в системе педобразования России. Это чувствуется по уровню дипломных проектов, по гармоничному оформлению аудиторий (и даже коридоров) факультета, по признанию посланцев факультета на общероссийских выставках, конференциях, симпозиумах.

Немало выходцев факультета, получив диплом учителей рисования и черчения, выросли в первоклассных художников с яркой творческой индивидуальностью. Хотя объем художественных дисциплин здесь меньше, чем в специализированных художественных вузах, новаторская, постоянно самосовершенствующаяся, взыскательная, но демократичная система обучения способствует рождению творческих личностей. И заслуга в этом умудренного глубоким житейским и педагогическим опытом Рустяма Фаткуллина более чем ощутима.

Судьба предлагала ему высокие административные должности. Так, Фаткуллину поручили возглавить худфонд Башкирии. Это был трудный период художественного оформления Башкирского театра оперы и балета: возникали специфичные технологические трудности при монтаже декоративного рельефа росписи потолка зрительного зала. Но он построил работу четко, и находящееся на контроле высшего руководства республики задание было выполнено качественно и в срок.

Об этом я узнал, когда в дни памяти Рудольфа Нуреева Рустям Фаткуллин провел свою персональную выставку, покорив зрителей дерзко-оригинальными, вдохновенными работами из дерева, в которых он передал свое чуткое восприятие балетного искусства. Удивительно, что дерево может обрести такую полетность!

Помню завороженность зрителей, радостное удивление танцоров, которые невольно тянулись к работам виртуозного мастера, чтобы удостовериться – неужели это и в самом деле дерево вот так чутко отразило мир балета? Но отразило этот мир чуткое сердце талантливого художника…

Вот отзыв доктора искусствоведения Альмиры Янбухтиной о его работах: «Рустям Фаткуллин – известный уфимский художник, свободно владеет всеми видами и приемами резьбы, испытывает тяготение к поискам в дереве принципиально иных, нетрадиционных декоративных решений. Он стремится к разработке в искусстве собственной поэтики, своего художес­твенного пространства. С кропотливой резьбой, изысканной обработкой поверхности вещи и формы в целом изделия Фаткуллина в основном носят станковый характер. Их пластика и орнаментально-декоративные решения, особенно стилизация растений и фигуративных изображений, доведены до высокой степени условности, почти до знака, символа, нередко своей стилистикой напоминают арабскую вязь. Все это решено в современной интерпретации и абсолютно в светском выражении. Линия, ритм, пластика в работах Р. Фаткуллина музыкальны, гармоничны и во многих композициях построены на основе круга, овала, ведущих к поискам гармонии, согласия, любви… Но здесь же и другие работы, где прочитываются извечная борьба, драма, страсти».

Но не захотел Фаткуллин задерживаться на руководящей должности. На весах выбора победило Творчество. А оно омолаживает внутренний дух мастера беспокойными родниками самообновления…

Сходный родник его душевного самообновления – педагогика. Он любит испытанный веками афоризм: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться». И искренне радуется своим давним выпускникам, для которых он был и флотским старшиной, и добрым старшим товарищем.

Рустям Мугинович – замечательный семьянин. Его супруга Флиза Фаритовна окончила башкирскую школу-интернат № 1 и филфак БашГУ, она – замечательный педагог начальных классов. Дочь Дина в пору учебы в школе № 3 была солисткой детского ансамбля «Дружба», многократно выезжала на гастроли в другие регионы страны и за рубеж. Она подхватила от родителей педагогическую эстафету, а в художественном творчестве выбрала живопись. Тонкий колорист с трепетным лирическим мировосприятием, Дина Фаткуллина защитила диссертацию кандидата педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства БГПУ.

Совместно с дочерью Рустям Фаткуллин написал книгу «Уроки дерева», в которой обобщил многолетний творческий опыт. Помню, как один из коллег, прочтя основательную рукопись, которая ждет издания, сказал: «Тут две лодки познания объединились в катамаран». Мне радостно было передать бывшему моряку этот отзыв – с необычным в наших буднях колоритом волны. У бывшего флотского старшины есть надежные творческие маяки. Думаю, новые успехи выпускников замечательного, творчески активного педагога и выставки его работ еще не раз подтвердят это.


27 6

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»