Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Люди и судьбы
Незаслуженно забытый
24.03.2010
Юрий ЕРГИН

Незаслуженно забытый        

Вступая в 2010 год, объявленный в России Годом учителя, нельзя не вспомнить о некоторых талантливых педагогах, настоящих мастерах своего дела, имена которых, к сожалению, вспомнит не каждый из специалистов, изучающих историю образования и науки в нашей республике.

Один из таких забытых просветителей – Мард-Галям Нугманович Мухамед(т)ов (1886–1950), выпускник Уфимского учительского института, после окончания Московского университета (1931) в 45-летнем возрасте получивший второе, медицинское, образование. В свое время имя Мухамедова было одинаково близко и педагогам, и врачам: в центре его многосторонней деятельности прежде всего стояли школьник и его здоровье.

Из «Автобиографии М. Н. Мухамедова» (1938):

«Я, Мард-Галям Мухамедов, родился 5 февраля 1886 года в селе Гирьял Орского уезда Оренбургской области. Мой отец был многодетным, малоземельным казаком оренбургского казачьего войска. С 7-летнего возраста летом батрачил, зимой учился в местной казачьей школе. В 1905 году перебрался в город Троицк и поступил в медресе “Расулия”, содержавшееся купцами Яушевыми. Одновременно занимался репетиторством, а в летнее время подрабатывал подмастерьем у сапожника, упорно изучал русский язык и в 1909 году сдал экзамен на звание учителя начальной школы.

В 1910 году поступил в Уфимский учительский институт, одновременно преподавал в младших классах медресе “Галия”, на педагогические и методические темы начал печататься на страницах местной печати и в журнале “Шура”, издававшемся в Оренбурге…»

В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан сохранились некоторые документы, в том числе личные дела (так называемые «кондуитные журналы») воспитанников Уфимского учительского института.

Из «Кондуитного журнала воспитанника М. Н. Мухаметова»:

«…При зачислении в число воспитанников института Мухаметова Педагогический Совет Уфимского учительского института руководствовался теми соображениями, что хотя Мухаметов имеет слабую подготовку как инородец, был бы очень желателен в качестве будущего учителя городского училища. Обладая способностями, Мухаметов при плохом знании русского языка не смог достигнуть хороших успехов, хотя по всем предметам занимался с большим прилежанием. При таком серьезном отношении к своим обязанностям, которое проявил Мухаметов, можно ожидать, что и в будущем своим усердным прилежанием он оправдает те надежды, которые на него возлагаются Педагогическим Советом института».

При зачислении воспитанником 1 класса Уфимского учительского института Мухамедов на основании «Положения об учительских институтах» дал письменное обязательство после окончания института прослужить два года учителем высшего начального училища за выделенную ему Оренбургским учебным округом казенную стипендию.

После окончания института Мухамедов был направлен в Ново-Каргалинское высшее начальное училище Уфимской губернии, где преподавал естествознание: он организовал лабораторные занятия, проводил экскурсии на природе, собирал с учениками краеведческие материалы. В библиотеке при училище Мухамедов часто выступал с лекциями для родителей по педагогике и на сельскохозяйственные темы, организовал с учащимися театральный кружок. В октябре 1917 года Мухамедов был единогласно выбран заведующим Ново-Каргалинским высшим начальным училищем.

В конце 1918 года Мухамедов был переведен в Уфу и назначен заведующим трехгодичными мусульманскими педагогическими курсами Уфимского губернского земства.

Кстати, история создания этих курсов и их деятельность в 1916–18 годах заслуживает особого внимания. На 55-ой Чрезвычайной сессии Уфимского губернского собрания, состоявшейся в июле 1917 года и обсудившей итоги первого учебного года, говорилось: «…14 ноября 1916 года, дата открытия трехгодичных мусульманских педагогических курсов, войдет не только в летопись Уфимского земства, но и как крупное завоевание земства в России вообще: по существу эти курсы представляют собой первое в России мусульманское учебное заведение для подготовки учителей русско-татарских и русско-башкирских школ, признающее право гражданства за родным языком, верой и, отчасти, национальной культурой». После Уфы подобного же рода курсы открылись в Казани, Оренбурге и других городах.

Мухамедов сменил на должности заведующего курсами В. Кондакова и 3 года, с ноября 1918 до декабря 1921 года, руководил ими – до того момента, как они были реорганизованы в Башкирский педагогический техникум.

Дальнейшая педагогическая работа Мухамедова органически переплелась с медициной.

Осенью 1922 года, в возрасте 35 лет, М. Мухамедов поступил на медицинский факультет Московского университета, но педагогическую деятельность не прекратил: читал лекции по общей биологии в Коммунистическом университете трудящихся Востока, а с сентября 1927 по март 1928 года работал врачом в Центральном институте по изучению профзаболеваний в Москве.

После окончания Московского университета (специальность «детские болезни и педология») Мухамедов приобрел двухгодичный клинический стаж: год стажировался в терапевтической клинике профзаболеваний, еще год – в Институте усовершенствования врачей в Казани. Окончил аспирантуру, в 1931 году в Мос­кве вышла книга М. Мухамедова «Охрана здоровья татарских детей-школьников».

С 1932 по 1935 год М. Мухамедов работал в Уфе ученым секретарем Башкирского НИИ здравоохранения, врачом-педиатром детской больницы и заведовал кафедрой школьной гигиены и психологии Башкирского государственного педагогического института. Он активно участвовал в работе терминологической комиссии, созданной при Башнаркомпросе: в 1935 году с Х. Абдрашитовым опубликовал словарь «Русско-латинско-башкирские медицинские термины». Затем М. Мухамедов стал работать в Башкирском медицинском институте.

В 1938 году защитил в Москве кандидатскую «Кожная реакция при бациллярной дизентерии у детей на внутрикожное введение дизентерийной ультрафиолетовой вакцины». Этот научный труд сыграл большую роль в спасении многих сотен детских жизней: впервые он был использован в Уфе.

В 1939–1945 годах Мухамедов активно работал в области лечения дизентерии. Он явился инициатором создания в Уфе специальных боксированных отделений для лечения детей и впервые в детской инфекционной больнице использовал метод ингудации, отличившийся от других способов лечения дизентерии тем, что не был связан с хирургическими операциями.

Исследование практического использования метода серовакцинотерапии стало темой докторской диссертации Мухамедова, которую он защитил в 1945 году в Киевском мединституте. С 1946 года Мухамедов возглавил в Башкирском мединституте кафедру детских болезней. Именно он был одним из инициаторов создания Башкирского отделения Всесоюзного общества педиатров и до последних дней жизни был его незаменимым председателем.


19 7

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»