Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

Персона
Даря мелодии любви
24.03.2010
Алла ДОКУЧАЕВА

Даря мелодии любви        

Из жизни знаменитостей

Для начала – эпизод из биографии Геннадия Родионова той поры, когда его имя в программах эстрадных концертов стояло рядом с именами Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Юрия Гуляева. Лауреат Всесоюзного конкурса 82-го года в Сочи, он месяцами жил в Москве, где постоянно выступал в Театре эстрады, либо ездил в группе профессиональных знаменитостей с гастрольными поездками по стране.

Однажды во время очередной репетиции в Театре эстрады, когда главный режиссер его, Борис Брунов, сидел в зале и слушал исполняемую Геннадием песню под аккомпанемент эстрадно-симфонического оркестра, кто-то подошел к Брунову, о чем-то пошептался, и тот попросил: «Гена, извини, следующую пока не пой. Спустись ко мне. Давай послушаем юное дарование».

И на сцену вышел долговязый молодой человек – смуглый, темноволосый, с яркими глазами.

«Первую песню мы с Бруновым забраковали, – рассказывает сегодня Геннадий Степанович с лукавой улыбкой. – Брунов чуть поморщился и спросил: “Как тебе?” Я ответил, мол, так себе. Он кивнул юноше: “Пожалуйста, следующую”. Следующая понравилась».

До сих пор у народного артиста Башкортостана Геннадия Родионова хранится афиша концерта «Впервые в Москве», где крупными буквами среди главных участников набрана его фамилия с тогдашними регалиями – заслуженного артиста БАССР и лауреата конкурса «Сочи-82», а внизу, помельче, значится имя Филиппа Киркорова, который тогда делал первые шаги на эстраде, а наш земляк участвовал в его прослушивании.

Другой эпизод связан с не менее известной фамилией. В Воронеже проходил песенный фестиваль. Геннадий и до этого попадал на подобные праздники вместе с лучшими эстрадными певцами и с такими композиторами, как Аедоницкий, Крылатов, Пахмутова, Саульский. Он должен был не только вокально соответствовать, но и внешне выглядеть безупречно. После одной из зарубежных поездок обзавелся шикарным ярким галстуком. И вдруг в гостинице его украли. Расстроился так, что даже скрыть этого не смог. Тогда и подошла к нему Лариса Долина: «Гена, не горюй. Я подарю тебе свой галстук». Ах, ну какой галстук может быть у женщины?! Но она один из номеров исполняла в мужском наряде – с брюками, жилетом – и на самом деле сняла после выступления свой нарядный алый галстук и отдала его Родионову. До сих пор он хранится как память о совместном с Долиной концерте и как память о далеких годах «всесоюзной известности», которую прервала перестроечная вакханалия, удачно, впрочем, завершившаяся для него приглашением в Германию. Но об этом чуть позже. А пока вернемся к началу вокальной эпопеи сегодняшнего мастера оперного и эстрадного цеха Геннадия Родионова.

 

«И заводская проходная…»

Помните популярный советский фильм «Весна на Заречной улице»? И песню оттуда? Ее Геннадий Степанович с удовольствием напоет своим бархатным голосом, потому что для него это не только слова из куплета, но неоспоримый факт собственной жизни. После окончания средней школы № 45 он поступил на завод «Гидравлика» – надо было матери помогать. И очень гордился, что работает за сложным станком, в белом халате, называется свертовщиком-сварщиком, поскольку «сворачивал» так называемые рукава для военно-морского флота и космической промышленности. Причем диа­метр требовалось соблюдать точный – военная приемка была строгая. Принадлежность к элите рабочего класса подкреплялась и хорошим заработком, и организацией интересного досуга. Он солировал в вокально-инструментальном ансамбле, который побеждал в конкурсах, участвовал в телепередаче «Алло, мы ищем таланты». А когда в дуэте с Валентиной Белоклоковой они исполняли песню «Стоит над горою Алеша», гром аплодисментов был слышен за стенами зала. И не один раз люди взрослые и разбирающиеся в искусстве говорили Геннадию, что надо ему учиться пению профессионально.

В училище искусств он попал к замечательному педагогу Бану Нургалеевне Валеевой, которая в свое время пела с Лемешевым, Козловским, Лисицианом. Как опытный практик, она чутко различала звуковые нюансы и сразу прерывала: «Нет, нет, здесь не так». Пробовал иначе: «Опять не туда». Давал еще вариант, хвалила: «Вот теперь прекрасно». Студенту Родионову повезло, что его услышал на курсовом экзамене ректор института искусств Загир Гарипович Исмагилов. Заинтересованный в молодых талантах, к тому же человек очень активный, неуспокоенный, он мог просто заглянуть на молодежный концерт или на экзамен в училище, как и произошло в тот раз. Он пригласил второкурсника Геннадия перейти в вуз, что тот и сделал. Тем более что и Бану Валеева была там педагогом. За те пять лет, что получал высшее музыкальное образование, неоднократно выступал в студенческих концертах, которые устраивались то в санаториях, то в клубах, часто проходили в праздники для ветеранов. То есть если вокальный стаж Родионова исчислять с тех времен, то будет не 35, как по трудовой книжке, а за 40.

В Башкирском государственном театре оперы и балета вчерашнего выпускника оценили сразу – он пел Кончака в «Князе Игоре» Бородина, Рене в «Иоланте» Чайковского. На сцене рядом со старшими, опытными коллегами Иваном Ивашковым, Владимиром Голубевым, Ниной Бызиной, Олегом Полянским он не терялся, но всегда стремился что-то у них перенять и непременно узнать, какова их оценка его усилий, особенно в драматургии образа. К слову, сколько приходилось беседовать с ныне известными и опытными деятелями искусств, почти каждый из них, как и Родионов, называл тех, у кого учился на первых порах, кто помогал постигать глубины профессии, чего не могу, к сожалению, сказать о молодых, которые успели выделиться способностями, но почему-то чересчур самоуверенны. Не лучшая примета времени.

 

По Европам – не галопом

Десятилетие, проведенное в старинном театре оперы и балета германского города Майнингена, хорошо известного меломанам Европы, обогатило певца огромным опытом оперного исполнителя. Он перепел все басовые партии, а пиком музыкальной сложности стали поставленные там четыре оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов», и в каждой Родионов принял участие. Премьера длилась четыре вечера подряд, причем лишь первая опера занимала по времени столько, сколько, как правило, идет обычный спектакль. Остальные начинались в 5 часов вечера, поскольку продолжительность спектакля была по 5–6 часов, и в «Валькирии», например, между первым и вторым выходом у певца получался трехчасовой перерыв.

Геннадий Степанович с трудом переносил тот диктат, что в европейских театрах привычен со стороны режиссера, который придумывает за артиста даже тексты. Но главное, что заставляло со временем тосковать, – это невозможность реализоваться не только на оперной сцене. В его репертуаре десятки русских народных песен, романсов, эстрадных номеров, но публика в Германии предпочитает оперную классику. Когда вдвоем с одной певицей в зале имени Брамса ему довелось исполнить 14-ю симфонию Шостаковича для сопрано и баса, это стало событием не только для публики, но и для него самого, так как «разрядило» его оперный репертуар. Хотя грех жаловаться на годы, проведенные в Германии, где певцам не только прилично платят, но и высоко их ценят – постоянно поджидают у выхода любители автографов, зрители пишут на адрес театра благодарственные письма, городские власти награждают премиями за премьеры, на некоторые спектакли приезжают меломаны из других городов. На такую громкую постановку, как «Кольцо Нибелунгов», прибыли даже директор Метрополитен-опера, директор Венской оперы, множество критиков, члены Общества композитора Вагнера из разных стран.

 

Кому ты нужен

Вообще это название песни, которую пробовал в свое время петь Александр Маршал, но как-то у него не пошло. А Родионов почувствовал, что хоть она не очень известна, но можно ее исполнить не пафосно, а лирично, с любовью к Родине, с тем философским смыслом, который возникает из кажущейся простоты слов, из теплоты мелодии. Вот и в названии этой главки хочется подвести читателя к пониманию того момента в жизни певца Геннадия Родионова, когда он всей душой осознал, что больше всего пользы сможет принести на родине, что именно там он нужен. Действительно, с его истинно русской манерой исполнения народных песен, с той задушевностью, что он привносит в классические романсы, с его умением подобрать самые исповедальные по словам и музыке эстрадные песни, с его богатейшим опытом оперного солиста где еще, как не в России, как не в родном Башкортостане, будет он востребован в полной мере!

В 2003 году артист вернулся в Башкирский государственный театр оперы и балета, где сразу вошел в репертуар: Гремин в «Евгении Онегине», Рене в «Иоланте», Рамарис в «Аиде», позже Мефистофель в премьере «Фауста». И конечно, концерты.

5 марта его сольный концерт «Через годы, через расстояния», приуроченный к юбилею певца, прошел при переполненном зале, которому было подарено такое радостное весеннее настроение, такие волнующие эмоции, что благодарно западают в душу, заставляя в нетерпении ждать повторения встреч с любимым исполнителем.

А они не за горами, поскольку задумок у неугомонного Геннадия Степановича хватает. К примеру, после вышедшего небольшим тиражом в 2006 году альбома «Пообещайте мне любовь» ему хочется выпустить новый, с более полновесным наполнением, с иным взглядом на его композицию. Есть планы продолжить совместные выступления со скрипачом-виртуозом из Москвы Варданом Маркосом. Не исключено участие в большом концерте памяти Людмилы Зыкиной. И как всегда, он просматривает кипы старых пластинок и магнитофонных лент, чтобы пополнить свой репертуар какой-то неправомерно забытой за толщей лет мелодией. Возвращать публике достойные романсы и песни – в этом благородном своеобразном хобби Геннадию Родионову нет равных.

И еще он может гордиться, что старшая внучка, 11-летняя София Федяева, которая в 4-й музыкальной школе под руководством преподавателя Лилии Султановны Баярс «поет джаз», возможно, даже пойдет по его стопам. Вообще ему есть кому передать свои таланты: пятеро очаровательных внуков – «вещес­твенное доказательство» статуса дедушки у совершенно на такового не похожего энергичного, занимающегося спортом артиста. И дай Бог ему сил и молодости на долгие годы творчества.


15 13

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»