Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Архив еженедельника «Истоки»

СОБЫТИЕ
Формула созидания
28.10.2009
Ренард ХАНТИМИРОВ

        Перед тем как пойти в театр на просмотр трагедии Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!» в режиссерской интерпретации заслуженного деятеля искусств РБ и РТ Байраса Ибрагимова, я вновь решил прослушать подаренный мне накануне аудиодиск студии «Алтын Ай». Записи башкирских сказок в переложении Сарвар Суриной и Расимы Ураксиной осуществила дочь режиссера Алтынай Ибрагимова. Диск называется «Покатился мой клубок». Признаться, мне было радостно погружаться в чарующий, легкокрылый мир народной фантазии. В актуальный проект – запись диска – талантливо вписался композитор Урал Идельбаев. Слушая аудиоспектакль, я ощущал гармоничное слияние дарований режиссера, актрисы-исполнительницы и композитора и радовался этому одухотворенному сотворчеству. Красивый подарок преподнесла студия «Алтын Ай» детям республики. Впрочем, только ли детям? Ведь все мы – «родом из детства». Ну, а Мустай Карим блистательно воплотил эту идею в своей повести «Долгое-долгое детство»…

Вот с таким творческим зарядом шел я на фестивальный спектакль «Не бросай огонь, Прометей!».

У новой постановки – новая тональность. В буклете прочел, что сценографию этого спектакля осуществил заслуженный деятель культуры РБ Наиль Байбурин. И, зная его авангардные, оригинальные работы, памятуя о его оформлении спектаклей кукольного театра, я сердцем предчувствовал: постановка обретет свежее художническое решение с характерной для сценографа многозначной трансформацией декорациий.

Так и вышло. «Перекрестное опыление» разных театральных эстетик пошло постановке на пользу: она будоражила воображение новизной, то вызывая недоумение или даже внутренний протест, то завораживая, но при этом заставляя проникаться фантазией авторов, которые хотели постановкой приобщить зрителей к вечным вопросам Бытия. Грани Добра и Зла представлены создателями спектакля в их диалектичном сопряжении. Они делают ставку на сотворчество, стремясь взять зрителя в соавторы своих раздумий.

Постановщик не ставил задачей верность обозначенному жанру трагедии. Его интерпретация изобилует фарсовыми элементами. Сквозь фантасмагорические образы-символы ярко просвечивает реальность. Непросто было актерам традиционного сценического мышления нарабатывать новые актерские краски для создания своих образов. Блистательно сыграл роль Гермеса Айрат Султанов. Порадовал заслуженный артист РБ Фандид Мухаметдинов, ярко исполнивший две роли – Зевса и Адамшаха. Загадочна заслуженная артистка РБ Гульнара Габидуллина в роли возлюбленной Прометея Агазии. Неожиданно и оригинально решен образ мойр – предсказательниц судьбы. Исполнитель роли Прометея Шамиль Рахматуллин отыскал новые актерские возможности, но, пожалуй, ему все же не хватало предвосхищаемой монументальности, которой дышит эта роль.

Очень чутко было передано таинственное и грозное дыхание Космоса. Музыка тщательно осмыслена композитором Лилей Баярс, которая давно и успешно сотрудничает с Б. Ибрагимовым и тонко улавливает его творческие запросы.

Режиссер, талантливый выпускник профессора Уфимской академии искусств Ф. Касимовой, сам прошел путь актера. Я помню его в роли летчика в спектакле по повести Азата Магазова «Птицы прилетают рано». Тогда он был очень убедителен. Ибрагимов, тонкий знаток психологии, превосходно вживается в пространство сцены. Но в новой постановке режиссер создавал свою образную реальность и использовал богатую партитуру сценических возможностей.

Пересказывать интерпретацию режиссера и художника – дело неблагодарное… Я это уловил уже во время обсуждения спектакля известными театроведами. С большой теплотой отозвался о постановке авторитетный С. Саитов, отметив, что в ней человек осмыслен в акте творения, самосозидания.

– Что подтолкнуло к этой постановке? – спрашиваю я у режиссера.

– Сама реальность, – отвечает он. – Прозорливый Мустай Карим имел моральное право сказать: «На сцену я могу вызвать любую эпоху. И эта эпоха становится реальностью…» Моя задача была не в том, чтобы пересказать древнюю легенду. Нигде в мифе и его вариациях не говорится о том, как дар Прометея приняли люди. Мне кажется, они не могли сразу принять и понять огонь. Ведь вся история человечества показывает, что новое пробивает себе дорогу в жизнь с драматическими, порой кровавыми осложнениями. И разве мы не являемся свидетелями этого ныне, видя, как «зависают» многие возможности модернизации страны?

Сетования режиссера понятны. История – это суровая кузница с горящим горном. И есть в ней не только дерзновенные Прометеи, но и властолюбивые Адамшахи, угодливые Гермесы, рабски зависимые от власть имущих Гефесты… Все это разглядел в нашей реальности зоркоглазый Мустай Карим.

Мой сын, когда учился в восьмом классе, написал открытое письмо Мустаю Кариму, в котором сказал об «огневинке Прометеев ХХ века» – создателей орбитальной станции «Мир». Помню, как тепло отнесся партриарх нашей литературы к этому образу. И я сказал Мустафе Сафичу, что Артур родился в год запуска первого блока станции «Мир», потому, видимо, и тяготеет к образу Прометея. Обо всем этом я взволнованно думал во время просмотра оригинального спектакля Туймазинского татарского государственного театра.

Творческий коллектив театра начинается с режиссера, с его озаренности, волевой целеустремленности. С обретения коллектива единомышленников. И тогда даже небольшой город имеет шанс стать некой «творческой столицей». Конечно, тут многое решает взаимопонимание в коллективе.

– Мустай Карим дает счастливую возможность думать о Добре и Зле в космическом масштабе, – взволнованно говорит Байрас Ибрагимов. – Кстати, наш театр расположен в здании туймазинского кинотеатра «Космос». Многообязывающее название…

И я вспомнил время космического лидерства нашей страны. Вспомнил и печальное расставание со станцией «Мир».

– В нашей вариации постановка – героическая драма. Мы не дотянулись до высокой планки трагедии, – взыскательно размышляет режиссер. – Я пытливо и благодарно впитывал замечания театроведов, ничего не разъясняя и не комментируя. Считая, что все сказано на сцене. Примечаю: спектакли такого экспериментального плана растят актеров. И я изнутри вижу, что легче стало работать, увеличивать, как писал Мустай Карим, «глубину вспашки».

И вдруг в моем сдержанном собеседнике азартно вспыхивает неугасшая актерская искра, и он прямо на моих глазах проживает вслух несколько строк двух персонажей Мустая Карима – недоуменной Афродиты и порывистого Прометея. Он читает, а я любуюсь лаконизмом и изяществом поэтического слова Мустая Карима. Но вот он пригасил неожиданный, видимо, и для самого себя актерский выплеск.

– Осуществляя постановку при жизни Мустая Карима, я однажды имел счастливую возможность весь спектакль преломить через живое видение поэта-драматурга. Доброжелательный классик отозвался на предложение записать лирический монолог в звукостудии театра, который ныне носит его имя, и я вкрапил эту запись в ткань постановки. Это дало эффект совмещения взгляда с двух разных ракурсов. Я мечтал бы прибегнуть к этому приему и сейчас, но, увы, дорогой наш классик ушел в вечность, заботливо оставив нам свое уникальное творческое наследие. И я благодарен Министерству культуры и национальной политики нашей республики за отлично проведенный театральный фестиваль, посвященный 90-летию Мустая Карима. К его трагедии Мустая мы обратились не в фестивальном порыве, потребность в творческом общении с уникальным мудрецом нашей литературы мы ощущаем и безотносительно дат…

В обсуждении спектакля приняла участие и сестра Мустая Карима, обаятельная и мудрая Салиса Сафиевна Каримова. Она обрадованно сказала, что всем сердцем приняла спектакль, но сделала посланцам Туймазов одно-единственное замечание.

– Знаете, в финале вашей захватывающей постановки сокращена, как-то «осыпалась» принципиальная фраза – важный аккорд мысли: «Учитесь делать из себя людей, и только в этом ваше оправданье». Мне кажется, эта искорка проницательной мысли Мустая Карима не должна погаснуть.

Бдительность этой взыскательной зрительницы – мудрого педагога – обрадовала. Уверен, что к ней посланцы Туймазов прислушаются. Ибо, и в самом деле, в этом обобщении выдающегося поэта и драматурга – суть формулы самосозидания…

18 16

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за декабрь 2017 года


Итоги прошедших конкурсов





коррупция











 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»