Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.

Зов Мельпомены
Мало света для бриллианта
19.04.2017 19:09:00
ГАЛАРИНА

        Долгожданная премьера в Молодежном театре. Внутреннее предвкушение, поддерживалось покупкой синего томика пьес Чехова в «Букинисте», потом пресс-конференцией с участием актеров, главного режиссера и приглашенного из Петербурга режиссера-постановщика И.В. Зубжицкой. На пресс-конференции я задала всего лишь два вопроса: «Как режиссеры-постановщики и театры находят друг друга?» и «Кажется, что театр решил собрать весь чеховский букет – «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры», а дальше «Дядя Ваня» будет?». На оба вопроса ответил главный режиссер театра Мусалим Кульбаев: «По личному знакомству и «Дядя Ваня» в планах через 4-5 лет».
И вот, наконец, премьера. В фойе ощущение праздника, немного театрализованного действа – персонажи другой эпохи под переборы гитары, господа и дамы в театральных костюмах работают на разогрев и кураж. Немного настораживающим холодком веет от цветовой гаммы большой афиши. Входишь в зал, смотришь на сцену и растерянное: «А где Чехов?» – непроизвольно вырывается при взгляде на огромные ржавые железные листы. Тут выходят вперед актеры и читают с листа первую ремарку о большом светлом зале с белыми колоннами. Однако света на сцене не прибавляется. Белым ночным мотыльком носится по сцене именинница Ирина в светлом платье, но нет ощущения ни дня, ни вечера, ни утра и так будет до конца спектакля: в бомбоубежищах со светом напряженка. Мало унылого света для сбоя ощущений, так еще неопределимое время года – героини кутаются и греют руки беспрерывно и летом, и зимой, и весной у гладкого для разнообразия нержавого листа железа, символизирующего печь. Хотя визуальный образ той эпохи – это печи выложенные изразцами и кафелем. Даже в старых уфимских особняках они еще есть, хотя уже давно не используются для отопления. Есть такой термин в исторической науке – материальная культура. Чтобы воссоздать эпоху в воображении зрителя достаточно несколько характерных штрихов – примет времени. От декораций и музыки в спектакле веяло другой эпохой – эвакуацией, блокадой, войной и, благодаря советской музыке, даже не первой, а второй мировой. Эмоциональные визуальные и акустические скрепы никак не хотели совпадать с чистым, немного звонким, но очень четким строем чеховских фраз. Из репрезентативных форм воздействия оставалась кинетика, но и тут неискушенный зритель попадал в тупик. Все три сестры имели одинаковый тип взаимодействия с миром – лихорадочная истерика переходящая в беготню, дошедшую в какой-то момент до массового припадка эпилептического дерганья тел сбившихся в кучу. Рядом со мной сидели две девушки, не читавшие пьесу, так они весь спектакль пытались шепотом разобраться «кто кому кем приходится и это та или уже другая». Один и тот же ментальный слепок несли три разные великолепные актрисы, к большому сожалению и полной неразберихе.
Иногда внешними атрибутами при постановке классических пьес пренебрегают. Но оттого что «Бальзак венчался в Бердичеве» он не перестал быть Бальзаком, и любовь его к Эвелине Ганской не стала фарсом. Как не стал фарсом спектакль «Вишневый сад» в постановке Вячеслава Чеботаря в позапрошлом году в том же Молодежном театре. Весьма авангардный по форме «Вишневый сад» сохранил Чехова, музыкальность и образность его слова была многократно выделена и подчеркнута. Словно эхо драгоценные фразы удваивались и утраивались актерами в том спектакле, показывались разные оттенки настроений и смыслов, которыми могло обладать простое обычное, незамысловатое предложение. Классический писатель, как бриллиант сиял всеми гранями своих литературных достоинств на уфимской сцене. Тогда труппа работала на максимальном подъеме с горящими глазами, возвышенное настроение актеров витало над залом, коллектив Молодежного театра убеждал зрителя, что он – сильнейший в городе.
Печаль и недоумение данной постановки «Трех сестер» – отсутствие в ней Чехова. Великая литература была так глубоко закопана в антураж, я с усилием вытаскивала дивный чеховский хрусталь фраз из суеты и невнятицы реплик актеров. Единственно запомнилась речь Ферапонта – насыщенная и яркая, актер Марат Курбангалеев может любую роль, даже самую маленькую, максимально наполнить: «Канал поперек Москвы хотят вырыть». И все недоумение, и непонимание, и невозможность маленького человека влиять на события в мире слышатся в этих словах. И хочется с такой же интонацией Ферапонта повторить после нечеховского спектакля по чеховским «Трем сестрам»: «Эвона чего творится, к чему бы это так надобно, мы зрители, народ маленький».

0 0

Медиасфера
блог редактора.jpg


Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html


Итоги конкурса за август 2017 года


Итоги прошедших конкурсов




11.jpg

коррупция

Омет.jpg

Ватандаш.jpg

МБУ ЦСМБ ГО г.Уфа РБ

книжный ларек

Республика Башкортостан.jpg


Агидель

Йэншишма

БГТОиБ

Башкирский театр драмы

Русский драматический театр

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»