Информационно-публицистический еженедельник
Выходит с января 1991 г.
№ 12 (884), 26 марта  2014 г.
Свежий номер

СОБЫТИЕ
Умрет ли рассказ, как жанр?
09.07.2014
Светлана ГАФУРОВА

Умрет ли рассказ, как жанр?         Что такое рассказ, как жанр, и какие трансформации он претерпел и продолжает претерпевать в наши дни? – такой вопрос задала я себе, прочитав книгу рассказов Владимира Шпакова "Железный ренессанс". Книга свеженькая. Только что увидевшая свет в издательстве "Современная литература" в серии "Новая малая проза". Автор, петербургский писатель-прозаик, выпускник литинститута подарил мне ее на недавнем Международном фестивале межнациональных литератур в Оренбурге в июне этого года.
С интересом прочтя эту книгу, я решила провести небольшое исследование данного литературного жанра, на материале как московских и питерских авторов, так и наших, местных, доморощенных писателей, работавших начиная с конца 80-годов прошлого века и заканчивая годом текущим. Не претендуя на широкий охват материала (прочла то, что нашла дома) и абсолютную объективность, все же надеюсь, что мне удалось ухватить некоторые характерные черты современного рассказа и тенденцию дальнейшего его развития.
Итак, 70-е, 80-е годы. Две книги рассказов о том времени. Одна – «Третья жизнь» – написана уфимским писателем Римом Ахмедовым. Другая – «Жизнь с идиотом» – скандально известным московским автором Виктором Ерофеевым. Трудно найти более разнополюсные, диаметрально противоположные книги. Но они оказались как бы случайно рядом в моей домашней библиотеке. Читая эти книги, я думала, что эти два автора жили и живут как бы в разных, абсолютно несовместимых мирах. В «правильных» рассказах Рима Ахмедова и герои все «правильные». Небольшая «неправильность» героя одноименного с названием книги рассказа «Третья жизнь», одинокого ветерана войны и труда Чеботарева, состоит лишь в том, что он, влюбившись в замужнюю женщину-пенсионерку, осмеливается лишь издали смотреть на нее на прогулках в парке.
Рассказ «Жизнь с идиотом» написан практически в тот же год, что и «Третья жизнь», но как же разительно отличаются два этих коротких повествования! «Жизнь с идиотом» вываливает на наши головы и души все те европейские "идеалы и ценности", от которых даже сегодня, в 2014 году, у мизулиных спирает дыхание и возникает запретительский законотворческий зуд. Здесь описана и жизнь втроем – одной женщины с двумя мужчинами, один из которых – идиот, кроме выкрика «эх» неспособен более ни на какие членораздельные звуки. Однако "идиот" по очереди соблазняет то героиню, то героя рассказа, а в финале отрезает голову героини огромным секатором на радость герою. Без специальных комментариев психоаналитиков, сексологов, специалистов в области массовой психологии сознания в период распада общества понять смысл и суть рассказа сложно. И сам рассказ, и его герои абсолютно «неправильны» с точки зрения нашей традиционной социокультурности. Более того, поведение их и действия с традиционной точки зрения кажутся чудовищными. Они находятся за гранью наших привычных представлений о поведении человека в социуме, о добре и зле, о дозволенном и недозволенном. Однако в новой российской реальности, когда страна стремительно шла ко дну, подобно «Титанику», а мы все думали, что движемся к некой "новой свободе", рассказ был замечен. Композитор Альфред Шнитке написал к нему музыку и поставил по нему двухактную  оперу. А режиссер Александр Рогожкин, наибольшую популярность завоевавший своими фильмами про особенности национальной охоты и рыбалки и сериалами «Улицы разбитых фонарей и «Убойная сила», снял художественный фильм по рассказу «Жизнь с идиотом».
Напомню, что Виктор Ерофеев известен в России, как один из самых скандальных писателей, в частности, как создатель скандально известного и не подцензурного журнала «Метрополь», из-за которого ему пришлось выйти из состава Союза писателей России. Скандальная слава сопутствует российскому писателю и до сих пор. Его, например, обвиняли в русофобии и попрании всех традиционных культурных российских ценностей – совести, добра, гуманности и т.д.
Последний скандал вокруг имени этого писателя связан с его выступлением на телеканале «Дождь», где он высказал мысль, что Ленинград надо было сдать немцам во время блокады в Великую Отечественную войну ради сохранения жизней обитателей города. Вокруг этого высказывания разгорелся нешуточный скандал в СМИ, повлекший за собой даже частичную блокаду канала операторами связи.
Но, собственно, я отвлеклась от темы. Мне же хотелось исследовать не судьбу и жизнь российского рассказчика последних десятилетий, а сам жанр рассказа и его трансформацию.
Конечно, нельзя сравнивать несравнимые вещи. Одно дело – жизнь сына российского дипломата во Франции, коим и был Виктор Ерофеев, и совсем другое – жизнь уфимского полуголодного юноши, ребенка военных лет Рима Ахмедова, закончившего литинститут и вынужденного вернуться  из московской тусовки в абсолютно тоталитарную и подцензурную национальную республику. Здесь даже его «правильные» рассказы наводили ужас на местный Союз писателей и тогдашних чиновников от культуры. Писателя почти десятилетие не печатали в местном издательстве, не принимали в местный Союз. Сегодня, читая его одну из первых напечатанных в "Китапе" книг, я даже не понимаю, отчего это происходило. Ведь все эти рассказы написаны в социокультурных рамках того времени, и основной конфликт практически во всех них происходит между положительным и отрицательным, по мнению автора, героями. Это происходит и в рассказе «Печка», и в «Журавленке», и в «Точке пересечения».
Рассказы же Ерофеева отражают полный слом традиционных понятий о дозволенном и недозволенном, о совести, о добре и зле, о традиционных ценностях, который наметился в душе российского человека в начале 80-х и продолжается по сей день. В его рассказах много точных и запоминающихся образов, есть и гениальные предвидения типа того, что Украина выплюнет Крым, как косточку от вишни, озарившее автора за тридцать лет до того, как это событие произошло. И пусть порой его рассказы напоминают зловещую и страшную фантасмагорию сознания и души человека, лишившегося разума, писатель на то и существует, чтобы исследовать самые темные и потаенные уголки человеческой души и человеческого сознания, даже если это очень неприятная работа, схожая с трудом ассенизатора.
И рассказ как жанр, на мой взгляд, наиболее емко и лаконично способствует такому исследованию.
Впрочем, и в наши дни рассказ может быть просто занимательной историей, вкусно рассказанной, порой даже вымышленной и сочиненной байкой, как это было и раньше. Именно на таких рассказах специализируется другой наш уфимский писатель среднего поколения – Артур Кудашев. Его книгу рассказов «Кофе для чайников» я нашла в своей библиотеке даже с автографом автора и перечитала еще раз. Не без удовольствия. Сюжеты сколочены крепко, написано аппетитно. Недаром Артур сравнивает рассказ с бифштексом, который надо уметь хорошо приготовить. Но это действительно байки и байки вымышленные, как пояснил мне сам автор. И «Кофе для чайников», и «Красная директория», и «Подлинная история ресторана «Землянка» – истории, придуманные от начала до конца.
А вот «Дудкинские рассказы» писателя старшего поколения, моего папы Марселя Гафурова, год назад ушедшего из жизни, – это абсолютно точная и правдивая хроника пикирующей страны и погибающего поколения, с реально существующими героями, которую я лично не могу читать без предательского пощипывания в носу и влаги на глазах. Здесь и юмор, и горечь, и радость общения с природой и маленький, но очень интересный человек – герой этих рассказов, и подлинный тихий гуманизм, нерастворенный в злодеяниях и подлостях века.
– Ах, папа, папа,– думаю я, перечитывая семь этих замечательных рассказов,– зачем ты тратил время своей жизни на неблагодарную работу переводчика и сиюминутную и преходящую славу публициста? Авторы, которым ты подарил жизнь в российской литературе и которые получили премии, благодаря твоему переводческому таланту, даже не пришли проводить тебя в последний путь. Писать простые, настоящие, волнующие душу рассказы – вот что, видимо, было подлинным твоим предназначением! Увы, слова мои уже ему не расслышать…
Остатки гуманизма наблюдаются и в рассказах санкт-петербургского писателя Владимира Шпакова, книга которого «Железный ренессанс» и сподвигла меня, собственно, на это небольшое исследование. В отличие от Виктора Ерофеева Владимир Шпаков все же остается в рамках привычной социокультурности и привычного для русской литературы сочувствия к человеку, в том числе и к маленькому. Правда, и он отдает дань модерну и современности, которая выражается в его рассказах, почти в каждом, в уходе в нереальную фантасмагоричность, как и у Ерофеева. Этот уход наблюдается и в «Царской охоте», и в «Железном ренессансе» и в «Экскурсии». Но мне лично этот автор из северной столицы кажется более симпатичным, чем его скандальный и знаменитый московский коллега. Все же рассказы Владимира Шпакова еще согреваются теплом хотя бы остатков гуманизма. А Виктор Ерофеев не щадит уже никого и ничего. И, наверное, имеет на это право. Ведь сегодня подлинную, жестокую и бескомпромиссную правду о человеке и о времени может говорить только литература.
И еще одно направление трансформации современного рассказа я обнаружила в своей библиотеке. Речь идет о российском писателе из города Салавата Сергее Матюшине. Пожалуй, это один из самых почитаемых мною местных рассказчиков. Обратила я на этого автора внимание, еще будучи совсем юной корреспонденткой республиканской молодежной газеты, в 1981 году, прочитав первую книгу его рассказов «Черемуховая долина». И так эта книга запала мне в душу, что я даже отправилась в Салават с паломническим визитом к писателю. Сергей Иванович не удивился, принял меня приветливо, и мы проговорили с ним почти целый день. Больше мы не виделись и не разговаривали столь подробно никогда, но за его творчеством я внимательно следила, читая практически каждую его новую книгу. И вот печальное известие об уходе писателя из жизни пришло в начале ноября 2012 года. Проводить замечательного русского писателя в последний путь приехали из Уфы только я да Айдар Хусаинов. Последним приветом писателя стала подаренная мне его супругой книга Сергея Матюшина «Плохая музыка», увидевшая свет в издательстве "Китап" в 2005 году. Здесь – уже совсем другие рассказы, не те, что мы привыкли называть рассказами. Здесь нет сюжета в привычном смысле этого слова, но есть яркое и глубокое чувствование природы, которую Сергей Иванович так любил и понимал, и размышления о будущем. Это скорее даже не рассказы, а эссе, близкие к рассказу. Интересно, хотя до конца не понятно и аллегорическое осмысление современного социума в «Попытке коллажа». Радует надежда автора на то, что понятия добра, справедливости и совести все же останутся в контексте существования хомо сапиенс, как, например, это явно читается в рассказе «Жизнь на берегах реки Тьмаки». Здесь же, в сборнике, особняком – и совершенно потрясающий, горький автобиографический рассказ «Значение колыбельных песенок для взрослых мальчиков». В нем, по-мужски сдержанно, повествуется о гибели двадцатилетнего сына писателя от передозировки наркотика. Сколько ни перечитываю этот рассказ, всегда содрогаюсь – от глухого горя автора, от страха и тревоги за своих сыновей и от какой-то неистовой веры в Нечто, что все же существует свыше. Должно существовать! А иначе – зачем все это?
И все же, имеется ли будущее у рассказа, как литературного жанра в наше время, когда все буквально стали писателями и блоггерами и никто друг друга не читает, а все только пишут?
Думаю, что будущее есть, потому что жанр этот пластичен, лаконичен, глубок и многозначен. И, в отличие от блогерских постов в Интернете, рассказ все же требует определенного таланта, мастерства и профессиональных навыков от его автора…
Итак, резюме. Рассказ, как жанр в современной российской литературе не умер и, как мне кажется, не умрет в ближайшее время. Необходимо только каким-то образом возродить читательское внимание к этому необыкновенно сложному и потому весьма интересному жанру литературы.

3 0



Медиасфера
блог редактора.jpg
Дзен канал главного редактора газеты "Истоки" Айдара Хусаинова

Блог Залесова.jpg

 

клуб друзей Истоки.jpg

УФЛИ

Приглашаем вас принять участие в конкурсе "10 стихотворений месяца".

Условия конкурса просты – любой желающий помещает одно стихотворение в интернет-сообществе «Клуб друзей газеты «Истоки» только в этом посте http://istoki-rb.livejournal.com/134077.html



Итоги конкурса за апрель 2017 года

Итоги прошедших конкурсов




11.jpg

коррупция


Ватандаш.jpg

МБУ ЦСМБ ГО г.Уфа РБ

книжный ларек

Республика Башкортостан.jpg


Агидель

Йэншишма

БГТОиБ

Башкирский театр драмы

 

http://www.amazon.com/dp/B00K9LWLPW




Хотите получать «свежие» статьи первым?
Подпишитесь на наш RSS канал

GISMETEO: Погода
Создание сайта - Интернет Технологии
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции.
(с) 1991 - 2013 Газета «Истоки»